Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
Мини-чат |
|
|
|
|
|
|
|
Уроки Юрия Трофимца (часть 2)
[ ] |
16.02.2009, 15:15 |
Воспитание специальной ловкости
Общие положения
Ловкость – физическое качество человека, проявляющееся в способности своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей задачей движения. В мотокроссе это качество теснейшим образом переплетается с сохранением и восстановлением потерянного равновесия. Ловкость также связана с полноценным восприятием, быстротой и точностью двигательных реакций. Она проявляется в конкретных формах движения: так, ловкий на мотоцикле гонщик может быть неловким в борьбе за мяч, играя в футбол.
С физической точки зрения ловкость определяется большим и разнообразным запасом так называемых условно-рефлекторных связей, характерных для родственных форм движения человека. «Тренировать ловкость – значит тренировать тренируемость» (чем выше у человека ловкость, тем быстрее у него будут улучшаться результаты в физических упражнениях). Это меткое определение принадлежит академику Л.А. Орбели. Для воспитания общей ловкости широко применяют спортивные игры, акробатику, упражнения на батуте, слалом, жонглирование и другие.
Предельная скорость, развиваемая спортсменами при прохождении препятствий мотокросса, приводит иногда к критическим положениям системы «гонщик-мотоцикл». Обычно это происходит вследствие потери продольного или поперечного равновесия или при необходимости резко изменить направление езды. Для восстановления равновесия гонщику нужно проявить специальную ловкость. Развивать ее – значит всячески увеличивать число специальных навыков движения с помощью всех предлагаемых упражнений по технике вождения.
Для воспитания специальной ловкости применяют разнообразные упражнения на мотоцикле. Сложные условия тренировок и соревнований по мотокроссу – различные сочетания препятствий, характер рельефа, состояние грунта, групповые состязания, развиваемые скорости – все это требует от спортсмена проявления специальной ловкости, направленной на поддержание динамического равновесия системы «гонщик-мотоцикл».
В связи с разнообразием условий проведения мотокроссов и возможных разнообразных ситуаций во время гонки участник не может заранее предусмотреть все свои движения ни по внешней форме, ни по степени напряжения, и поэтому вынужден реагировать на непредвиденные раздражители. В этих случаях для достижения поставленной цели в нервно-мышечной системе должны возникнуть срочные перестройки и немедленно образоваться новые координационные связи. Таким образом, ловкость характеризуется тем, насколько хорошо организм приспособлен для таких перестроек. В мотокроссе это проявляется в быстроте освоения новой трассы (если даже она знакома спортсмену, то во время гонки ее микрорельеф сильно меняется).
В обычных условиях процесс совершенствования специальной ловкости идет сравнительно медленно. Мы поставили себе задачу найти методы и упражнения для эффективного ее развития. Успешность управления мотоциклом зависит от предшествующего опыта пребывания в различных сложных положениях. Чем он богаче, тем легче и отчетливее протекает восприятие, тем быстрее оценивает и выбирает гонщик наиболее правильное решение, тем быстрее совершенствуются функции и воспитывается качество ловкости.
Таким образом, одной из составных частей проявления ловкости является быстрота реакции выбора. Кроме нее, большое значение имеют точность и координационная сложность.
Из изложенного выше можно заключить, что специальную ловкость мотокроссмена определяет минимальное время и точность выравнивающих движений рулем и корпусом в ответ на неожиданное изменение положения машины или обстановки на трассе; способность быстро осваивать новые условия трассы. По мере роста скорости на препятствиях силы, выводящие из равновесия системы «гонщик-мотоцикл», растут и для поддержания равновесия нужны более быстрые ответные реакции, т.е. более совершенная ловкость.
Таким образом, уровень ловкости в большой мере определяет и максимальную скорость прохождения препятствий для каждого спортсмена.
Основная задача гонщика на трассе – это поддержание устойчивого равновесия машины на предельной скорости и заданной траектории.
Существует правило воспитания равновесия, которое заключается в том, что хорошее равновесие не у того, кто его никогда не теряет, а у того, кто его быстро восстанавливает. В мотокроссе обычно не теряет равновесия тот, кто идет с заниженной скоростью. Основываясь на этом правиле, воспитание специальной ловкости должно идти по пути расширения способности спортсмена именно восстанавливать равновесие системы «гонщик-мотоцикл» из все более критических положений. Они возникают при прохождении незнакомой трассы и в условиях плохой видимости (закрытые повороты, спуски, а также пыль, снег). Максимальное использование реакций грунта – вождение на повороте на границе сцепления с грунтом, торможение с «околоюзовым» усилием – также временами вызывает нарушение равновесия и критические положения, и поэтому является эффективным методическим приемом для воспитания специальной ловкости.
Так как при управлении мотоциклом различают продольную и поперечную устойчивости, то и упражнения по освоению критических положений в этих условиях можно разделить на две группы.
Первую группу упражнений составляют одноопорные положения – езда на переднем и заднем колесах мотоцикла.
Вторая группа охватывает упражнения, воспитывающие ловкость в предельных наклонах на повороте и быстром изменении направления движения.
Методика воспитания ловкости предусматривает усложнение упражнений для каждой группы: по координации, точности, увеличению скорости, внезапным изменениям обстановки, ограничению видимости. При этом необходимо уделять основное внимание способности восстанавливать потерянное равновесие, т.е. восстанавливать равновесие из критических положений.
Для воспитания характерной особенности специальной ловкости большую пользу оказывает частая смена трасс как на тренировках, так и на соревнованиях. Каждая тренировка должна проходить на новой трассе, так как по мере автоматизма (освоения и запоминания) значение ее для воспитания ловкости утрачивается.
Тренировки на одной и той же трассе отучают гонщиков от творческого мышления, вырабатывают в технике их езды опасные шаблоны. Упражнения на ловкость требуют от спортсмена большой собранности и внимания. Они быстро утомляют гонщика, его движения становятся менее точными, менее координированными, утрачивается быстрота реакции на неожиданно возникающие ситуации. Поэтому эти упражнения лучше выполнять чаще, но с относительно небольшой дозировкой.
Первая группа упражнений
Упражнение 1. Его цель освоить навыки выхода из часто встречающегося критического положения – проезда на переднем колесе мотоцикла
Для того, чтобы машина приняла это положение, необходимо на небольшой скорости преодолевать порожек высотой 20-30 см, не выдергивая переднего колеса и не делая «оттяжки». Постепенным наращиванием скорости подхода увеличивают подбрасывание заднего колеса вверх и длину проезда на переднем, доводя его до 5-10 м.
В одном занятии необходимо сделать 20-25 повторений. Это упражнение надо осваивать до тех пор, пока у гонщика не выработается способность определять критическую скорость подхода к порожкам разной высоты.
Упражнение 2. Оно служит для освоения критического положения «переворот на спину», которое часто встречается во время преодоления крутых подъемов, прыжков и неровностей кроссовой трассы, помогает справиться с чрезмерным подъемом переднего колеса и вырабатывает способность всесторонне оценивать высоту подъема его.
Сюда относятся также все упражнения, данные в разделе «Равновесие при преодолении неровностей», - езда на заднем колесе.
Вторая группа упражнений
Упражнение 1. «Заброс» заднего колеса, которого достигает гонщик толчком от подножек в сторону.
При преодолении нескольких неровностей на повороте случается, что неожиданный боковой удар задним колесом о неровность задним колесом создает сильный «заброс» его в сторону.
Упражнение 2. Соскальзывание обеими колесами в повороте, которое возникает, когда реакции грунта меньше равнодействующей центростремительной и центробежной сил. Спортсмен должен уметь управлять мотоциклом в этом положении и восстановить равновесие. Для этого необходимо преднамеренно вызывать соскальзывание и стараться пребывать в таком положении как можно дольше, восстанавливая равновесие в конце скольжения.
Упражнение 3. Разворот на мете, стоя на подножках и не снимая ноги с подножки, который выполняет гонщик резким наклоном мотоцикла от себя и одновременно резким открытием дросселя. Вызванная, таким образом, пробуксовка позволяет сделать разворот на 180-360° с очень небольшим радиусом.
Упражнение 4. Оно представляет собой зигзаг передним колесом по технике подобный «змейке» с той лишь разницей, что корпус спортсмена смещается назад, разгружая переднее колесо. По мере освоения упражнения скорость увеличивается.
Упражнение 5. «Змейка» на подъеме или на спуске, которая способствует повышению маневренности на склонах. Расстояние между флажками, ограничивающими фигуру, выбирают в зависимости от скорости преодоления этого участка и подготовленности гонщиков.
Упражнение 6. «Змейка» по кювету или по лощине, которая способствует совершенствованию «чувства мотоцикла».
Упражнение 7. «Волчок», с помощью которого совершенствуют специальную силу спортсмена.
Упражнение 8. «Волчок» с ходу – боевой разворот.
Упражнение 9. Прохождение закрытых поворотов.
Ловкость здесь оценивается временем, затраченным на выполнение рационального движения.
Как известно, причинами, от которых зависит быстрота ловких движений, являются время, необходимое для восприятия и анализа характера действующего раздражителя, выбор лучшего варианта, подача команды на движение, время от подачи до начала движения и время самого движения. Поэтому сокращение времени на анализ и выбор лучшего варианта ставит гонщика в условия повышенной трудности, и ему необходимы большие волевые усилия, что естественно повысит интенсивность ловких движений.
Для сокращения периода восприятия применяют метод прохождения закрытых поворотов. Обзор за поворотом закрывается автомобилем, щитом, брезентом, кустами и другим. Поворот открывается спортсмену постепенно по мере входа в него, это требует большой быстроты реакции, рациональности и быстроты движений, что и воспитывает специальную ловкость.
Упражнение 10. Это «триал», который заключается в преодолении на минимально возможной скорости сложных участков местности, не касаясь грунта ногами. За каждое касание гонщика штрафуют одним очком, за остановку – пятью очками. Трассу проходят несколько раз, например, пять. Упражнение выполняют в виде соревнований. Участками местности могут быть: русла ручьев, овраги со сложными спусками и подъемами и т.п.
Упражнение 11. Управление мотоциклом по кроссу одной рукой. Движения рулем и подачу газа выполняют правой рукой. Вначале спортсмен выбирает легкие участки трассы, а затем осваивает управление на песке, грязи, колеях, и т.п. и даже прыжки.
Упражнение 12. Управление мотоциклом на спуске «без рук».
Упражнение 13. Разворот на 180° при торможении на «юз» заднего колеса. Задача – развернуть мотоцикл, не касаясь ногами земли, и уехать в обратном направлении.
Упражнение 14. Торможение – остановка – старт, не касаясь ногами грунта, сохраняя равновесие на месте за счет компенсаторных движений корпусом.
Упражнение 15. Изменение положения мотоцикла в безопорной фазе полета. При выходе с подъема во время полета гонщик несколько раз меняет крен мотоцикла: с правового на левый – на правый – на левый и т и.д. до четырех изменений крена во время полета.
Упражнение 16. Проезд по узкому брусу. Узкая опора заставляет спортсмена перейти на выравнивающие движения корпусом, для чего необходимо повысить быстроту и точность этих движений.
Вспомогательные виды спорта для воспитания ловкости
Для достижения высоких результатов в мотокроссе большое значение имеет общая и специальная ловкость. Для развития ее необходима специфическая направленность физической подготовки в детском и юношеском возрасте.
Для этого мальчикам уже с 5-6 лет необходимо заниматься играми в бадминтон, мини-баскетбол, малый теннис, а также упражнениями на батуте, акробатикой. С 7-8 лет можно осваивать спуски с гор на лыжах, элементы фигурного катания на коньках, настольный теннис. Если в детском и юношеском возрасте не заниматься систематически развитием ловкости и быстроты, то к 13-15 годам эти качества стабилизируются, и на успех рассчитывать труднее. Даже усиленная общефизическая подготовка в возрасте 16-18 лет часто не дает в этом случае желаемых результатов.
Одновременно с общефизической должна вестись и специальная подготовка: вначале на велосипеде, а затем с 12-13 лет на мотоцикле. К 14 годам юный гонщик должен владеть всем комплексом упражнений на велосипеде и мотоцикле, выполняемых на малой скорости.
|
Категория: Школа Трофимца | Добавил: Komersant |
Просмотров: 12047 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/5 | |
|
|
|
| |
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Наши партнеры |
Наш банер
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 92 Гостей: 92 Пользователей: 0 |
|
|