После возвращения из Франции мы связались с Александром Долбетом, который неделей ранее принимал участие в пляжной эндуро-гонке в Ле Туке (Enduropale Le Touquet) в классе «Квадроциклы». Александр любезно поделился с нами подробностями своей поездки и выступления.
Какова история вашего появления в Ле Туке?
А. Долбет: Это был мой второй выезд в Ле Туке, первый состоялся в 2009 году. Тогда я заинтересовался информацией российских ребят, которые собирались ехать уже в третий раз на эти гонки. Чтобы разузнать как можно больше, я специально отправился на российские соревнования в Анапу, зная, что там будет гоняться один из этих парней. Гонки в Ле Туке весьма специфические, и не зная тонкостей регламента, можно элементарно не пройти техническую комиссию. В том же 2009 году я выступал в паре с Юрием Аптекарем, что разрешено правилами. Финишировали мы тогда на 153-м месте.
На фото: украинцы Юрий Аптекарь (слева) и Александр Долбет (справа) в Ле Туке (2011 год)
У вас была возможность потренироваться на трассе до гонки?
А. Долбет: По пути к месту соревнований я вначале прибыл в город Дюнкерк, где перед гонкой собирается большинство будущих участников. В самом Ле Туке тренироваться нельзя, трасса готовится к гонке и остается нетронутой вплоть до старта юниоров, которые выходят на старт первыми в субботу. Тренировочная трасса в Дюнкерке имеет очень схожие с Туке условия на берегу моря. Заплатив 11 евро, вы получаете возможность тренироваться бок о бок с будущими соперниками. На специальной технике местный персонал по ночам подготавливает трассу к следующему дню. Я тренировался только один день, так как опасался за свою технику. Например, российские коллеги дотренировались до того, что у них «стуканул» двигатель, который пришлось менять. Замена обошлась ни много ни мало в 2000 евро.
Вы специально готовились к этим соревнованиям?
А. Долбет: Подготовку к Туке я начал еще в октябре 2010: дважды в неделю выезжал тренироваться на квадрике, и каждый день занимался общефизической подготовкой (бег, тренажеры). Старался, чтобы суммарная нагрузка длилась три часа, столько же, сколько длится гонка в Ле Туке. Могу сказать, что в итоге, моего уровня физической готовности хватило ровно на гонку. После финиша я почувствовал, что выложился полностью, без остатка.
Каковы особенности гонки в Ле Туке?
А. Долбет: Организаторы гонки в Ле Туке регулярно видоизменяют конфигурацию трассы и технический регламент. В нынешнем году были ужесточены правила по уровню шума глушителей. Я четко вписался в 90 децибел, а вот мой коллега, Юрий Аптекарь, был вынужден несколько раз разбирать свой глушитель, сооружать самодельную «проставку», чтобы понизить уровень шума со 120 до 90 децибел. После прохождения техкома вашу технику закрывают в специальной зоне и доступа к ней у гонщиков нет до самых гонок.
На фото: Александр Долбет перед прохождением технической комиссии
В 2009 году, когда я впервые был на этих гонках, основная масса участников ехала на стандартных квадроциклах, но за два года ситуация кардинально изменилась. Во Франции очень много тюнинговых фирм, все это очень доступно, поэтому на вскидку могу сказать, что в этот раз на стандартной стоковой технике выступало не более 20% участников. Раньше все старались установить на технику увеличенный бак, но в этом году было введено правило трех обязательных пит-стопов, поэтому размер бака перестал иметь значение. Если же пилот пропускал обязательный пит-стоп, то его штрафовали на один круг.
Трасса также изменилась?
А. Долбет: С момента моего первого участия трасса претерпела кардинальные изменения. Если раньше стартовый прямик составлял порядка пяти километров, то на этот раз после 800 метров прямого участка следовал резкий поворот влево, после чего начиналась, по сути, кроссовая песочная трасса. Были еще два прямика, длинной в 1,5 и 2 км. В среднем, по ширине трассы могло поместиться четыре квадроцикла, в поворотах – не более двух. Очень важную роль играет погода на побережье. В 2009-м было тепло (+15), песок был мягкий и рыхлый, в поворотах были глубокие колеи, которые создавали мне большие проблемы, так как у меня стояли колеса небольшого диаметра. На этот раз я поставил большую звезду, «обулся» в покрышки большего диаметра, но это сыграло против меня. Было холодно (+3), песок был твердым и без глубоких колей. В итоге, я не смог реализовывать на прямиках мощность своего двигателя, так как из-за больших колес и не правильных передаточных чисел не мог ехать на пятой передаче. Получилось так, что в поворотах я обгонял своих соперников, а на прямиках они проходили меня обратно.
На фото: трасса в ЛеТуке, вид с трибуны
В этой гонке большое значение для конечного результата играет удачный старт. Как сложилось у вас?
А. Долбет: Начнем с того, что все 500 квадроциклов стартуют по 50 человек в ряд с интервалом в 20 секунд. Имея 162-стартовый номер, я был в четвертом ряду или волне, как принято там называть. Старт гонки мне не удался – в конце прямика я попал в пробку, в буквальном смысле слова, на втором круге врезался в одного из соперников, а на третьем круге и вовсе упал. К счастью, отделался легким испугом и, избежав маломальских ушибов, продолжил гонку. Круг за кругом огромное количество участников «разбивают» трассу, профиль постоянно меняется и трасса усложняется. Соответственно время прохождение круга все время увеличивается. Например, лидер гонки первый круг проехал за 11 минут, а последний уже за 19. Мои большие колеса помогали мне только в поворотах, я на них ехал как по рельсам, позволяя себе немного расслабить руки и отдохнуть. Финишировал 175-м, а это автоматически означает, что в случае участия в следующем году, мой стартовый номер будет не выше 175-го.
Чем вас привлекает гонка в Ле Туке?
А. Долбет: Здесь царит непередаваемая атмосфера. Создается впечатление, что сюда съезжается вся Франция. Все отлично организовано и продумано, несмотря на огромный размах. Год от года эта гонка набирает все большую популярность в Европе, здесь все меньше случайных людей. Одна из главных завлекалочек – это то, что в Ле Туке плечом к плечу могут сражаться как матерые суперпрофи, так и любители.
На фото: такие моменты в Лу Туке сплошь и рядом
Я пробовал приезжать на чемпионат Европы, но там есть одно «но» - если ты не попал в засечку, как было в моем случае, ты разворачиваешься и едешь домой. Здесь же ты в любом случае принимаешь участие в гонке и получаешь неоценимый опыт. Для того, чтобы в Ле Туке претендовать на высокие результаты, нужно не единожды здесь выступить и накопить определенный багаж знаний, технический и спортивный. У нас в Украине квадроциклетный спорт не развит, поэтому приезжая на такие соревнования я получаю возможность увидеть и понять многие нюансы, общаясь со своими зарубежными коллегами.
Планируете ли ехать в следующем году?
А. Долбет: Безусловно. Как только вернулся в Украину, сразу же приступил к тренировкам. Каждый день себе говорю: «До Ле Туке-2012 осталось столько-то дней…»
Каким по факту получился бюджет вашей поездки?
А. Долбет: С учетом того, что я традиционно беру в такую поездку «кемпер», который является моим домом на колесах, и благодаря которому нет необходимости снимать гостиницу в дороге и на месте соревнований, с учетом заявочного взноса, топлива и прочих расходов, бюджет составил около 2000 евро.
Есть ли какая-то большая цель в отношении этих гонок?
А. Долбет: Однажды, хочу попасть в топ-50 !
|