Понедельник, 07.10.2024, 14:19
MOTOCROSS-GUM
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
 :  Видео
 :  Форум

Разделы новостей
Анонс событий [899]
Продам мотоцикл [413]
Мотокросс MX [2929]
Суперкросс [1600]
Мотокросс АМА [1181]
Мотокросс Украина [659]
Мотокросс Россия [605]
Мотокросс Коляски [210]
Мотокросс Женщины [116]
Юноши и Дети [160]
Эндуро [338]
Ралли рейды [304]
ATV - UTV [206]
FMX-Мото X Games [264]
Питбайк [30]
Супермото [13]
Аварии и трюки [333]
Персоны - Мотокросс [201]
Фотоотчеты [57]
Экскурс в историю [86]
ТВ о Мотокроссе [5]
Мото-кино [35]
Физика для мотогона [16]
Советы вождения [13]
Техно рекомендации [46]
Новости мототехники [413]
Школа Мотокросса [116]
Авторская колонка [30]
Электронный журнал [75]
Спорт - медицина [137]
Экипировка [62]
Дом на колёсах [24]
Мото гаджеты [36]
Электробайк [61]
Концепты [17]
Снегоходы [4]
GPS-Навигаторы [6]
Разное [436]

Мини-чат

Главная » 2016 » Декабрь » 7 » Экскурс в историю: Александр Морозов — мотокроссмен (статья от 1991 года)
Экскурс в историю: Александр Морозов — мотокроссмен (статья от 1991 года)
00:01
 
 
 
 
Апрель 1991: Напрасно, как выяснилось, искал я старую подшивку журнала «За рулем» со своим репортажем из Харькова о первом этапе Кубка дружбы социалистических стран по мотокроссу 1984 года. Об Александре Морозове — участнике той гонки — в нем ни слова. Сейчас уже не помню, почему это произошло. Александр стартовал тогда вне зачета и, может быть, поэтому стал жертвой редакторской правки. А жаль, поскольку Морозов отличился в тех соревнованиях. Прекрасно помню, как в первом заезде в классе мотоциклов с объемом двигателя 250 см3 он долгое время лидировал, уступив первенство только на финише.

Впрочем, не было в том ничего удивительного, ведь 22-летнему гонщику противостояли такие мастера, как трехкратный чемпион мира Г. Моисеев, болгарин П. Тодоров и чех Й. Дрозда. И самое главное: Морозов, в отличие от своих именитых соперников, выступавших на КТМ и «Сузуки», принял старт на менее совершенном чехословацком 43... Не смазал, что называется, впечатления о себе Александр и во втором заезде. И вообще, в тот день он, пожалуй, впервые заявил о себе как о гонщике международного класса. Харьковский этап Кубка дружбы-84 стал для него, образно говоря, тем зеркалом, глянув в которое он, может быть, в первый раз почувствовал себя молодцом...

...Мотоспорт — это не фигурное катание и даже не плавание, куда новички обычно приходят за ручку с мамой и бабушкой. Спортивная карьера Саши Морозова началась по его собственной инициативе в 13-летнем возрасте. Случилось это в небольшом городке Крымске, что в Краснодарском крае. Любопытно, что первая попытка паренька записаться в мотосекцию окончилась неудачно — почему-то не приглянулся он тренеру Василию Александровичу Петрову. Однако во второй раз ему все-таки повезло и повезло основательно: он попал в руки хорошего наставника, в сплоченный, очень сильный коллектив. Несколько воспитанников крымского городского СТК ДОСААФ, например Николай Тарасов и Константин Пульбери, по сей день выступают вместе с Александром Морозовым в одной команде — профессиональном клубе «Буковина» из украинского города Черновцы. Двенадцать человек — членов «Буковины» во главе со своим безоговорочным лидером мастером спорта международного класса Морозовым по сути представляют ныне сборную Украины в мотокроссе, команду высококлассную, оснащенную (благодаря заботам руководителей «Буковины» и спонсоров клуба) импортной спортивной техникой...

Однако я несколько опередил события. Это сегодня Александр Морозов, лидер клуба «Буковина», имеет в своем распоряжении две «Хонды». А начинал он, как и многие другие, с мопеда. Именно в классе 50 см3 Саша завоевал свою первую в жизни спортивную награду. Случилось это в 1976 году на российском чемпионате среди ДЮСТШ А уже через три года, став чемпионом СССР среди юношей, попал сначала в сборную РСФСР, а затем и в главную команду страны. С тех пор минуло 12 лет, но своего места в основном составе сборной Морозов ни разу никому не уступил. По этому показателю с ним среди ныне действующих мотокроссменов может поспорить разве что Андрей Ледовской. А если еще учесть, что оказаться в сборной, как известно, гораздо легче, чем удержаться в ней, можно без всякой натяжки назвать Морозова спортсменом выдающимся...

Рассказывая о послужном списке Александра, мне не хотелось бы перегружать материал цифрами. Это занятие для статистиков. Скажу лишь, что в активе Морозова есть медали всех достоинств, завоеванных на чемпионатах страны, как в классе 125 см3, так и в 250 см3, многочисленные победы на этапах Кубка дружбы социалистических стран. На этих, канувших ныне в Лету, соревнованиях он дважды (в 1987 и 1988 годах) был вторым в общем зачете, причем оба раза пропустив (не по доброй, естественно, воле) несколько этапов.

Не его вина в том, что на чемпионатах мира Александру пока похвастаться нечем (разве что 16-м и 17-м местами в заездах на одном из этапов в Чехословакии). С тем негативным отношением к мировым чемпионатам, к выездам советских гонщиков за рубеж, к закупкам импортной техники длй нужд сборной, которое в течение десяти лет было ведущим в ЦК ДОСААФ СССР, остается только удивляться, как это нашему мотоциклетному кроссу вообще удалось не растерять международные контакты. Впрочем, вряд ли это случилось, если бы на местах энтузиасты мотоспорта не взяли инициативу в свои руки. Они вовремя поняли, что только такие профессиональные клубы, как «Буковина», могут снова вывести советский мотокросс на широкую дорогу. Не со сборной страны (она ныне по сути существует лишь на бумаге), а с «Буковиной» связывает сегодня свои мечты Морозов, именно с помощью клуба надеется попасть в число постоянных участников чемпионатов мира, попробовать свои силы в классе 500 см3. А силы эти он в себе чувствует...

С горечью рассказал мне Александр, как еще в 1987 году во время очередного этапа чемпионата мира в Сан-Марино к ним в бокс пришел представитель западногерманской фирмы «Майко» и предложил заключить профессиональный контракт с тремя нашими гонщиками — Ледовским, Морозовым и Крестиновым. По этому соглашению советские спортсмены должны были выступать за команду фирмы «Майко», находясь на ее полном обеспечении. Та, в свою очередь, обязалась снабдить сборную СССР техникой и экипировкой. Конечно же, по строгим зарубежным меркам фирма — не лидер в спортивном мотоциклостроении, но по тем временам ребята и этому были безумно рады: сборная (не говоря уже о клубе) остро нуждалась в помощи. Руководитель советской делегации в Сан-Марино, работник ЦК ДОСААФ СССР, пообещал по приезде в Москву поговорить со своим начальством. Однако больше об этой истории Александр ничего не слышал. Сделка, открывавшая нам путь на все этапы чемпионата мира, просто не состоялась...

Взобравшись сегодня на вершину отечественного спортивного Олимпа, добившись успехов в мотокроссе, Александр ни на минуту не забывает о руках, поднявших его. Об известном советском кольцевике и тренере киевского армейского клуба Анатолии Александровиче Галанском Саша может говорить часами. И удивляться тут нечему, поскольку этот человек занял в его жизни (и не только спортивной) особое место. Именно Галанский в 1982 году предложил Морозову переехать на постоянное местожительство в столицу Украины (Саша служил тогда в армии и выступал за львовский СКА), обещал помочь с квартирой и слово свое в конце концов сдержал...
 
 
Впрочем, с момента переезда в Киев до получения трехкомнатной квартиры в новом городском микрорайоне прошли долгие и совсем-совсем нелегкие пять лет. Они вместили в себя женитьбу, рождение с двухгодичным перерывом сначала сына Романа, затем — дочери Анны, бесконечные скитания по чужим квартирам (молодой семье приходилось на первых порах снимать жилье). Благо, в тот момент жена Вера работала, родители, как могли, помогали, иначе пришлось бы совсем туго, поскольку у сержанта сверхсрочной службы Александра Морозова зарплата в то время была менее ста рублей. Только потом, став прапорщиком, старшим прапорщиком, начал получать 246 рублей плюс 30 так называемых пайковых...

Ныне о том времени как-то не хочется вспоминать. Приходили ли мысли бросить мотокросс, отказаться от бесконечных разъездов на сборы и соревнования, чтобы заняться исключительно благоустройством собственной жизни? Нет! Тогда мотокросс был для Морозова уже судьбой, а от нее, как известно, никуда не уйдешь. Хотя несколько раньше, весной 1981 года, он, казалось, уже должен навсегда расстаться с гонками. Началось все с тяжелого перелома руки, полученного на тренировочном сборе в Севастополе. Не успев толком залечить ее, Александр вновь вышел на трассу кросса, вновь неудачное падение и... еще один перелом.

Теперь уже другой руки. Однако урок, как говорится, не пошел впрок. Две недели, проведенные в гипсе, показались Морозову вполне достаточным сроком для выздоровления. Самовольно сняв повязку, он приступил, было, к тренировкам и только тогда понял, что поспешил, не дал рукам как следует окрепнуть. Они перестали ему подчиняться, пальцы отказывались держать руль. Начались нестерпимые боли...

Как ни странно, облегчение ему приносила... горячая вода, почти кипяток. Он часами держал руки под обжигающей струей, разминал, массировал непослушные пальцы. От жуткой боли все мутилось в глазах.

Геннадий Моисеев предложил ему приехать в Ленинград, обещал помочь с операцией, но Александр, поблагодарив, не спешил, оставил этот шаг на тот случай, когда положение станет вовсе безвыходным. А тем временем усиленно занимался массажем, специально разработанной для себя системой упражнений, отжиманием от пола. Пробовал даже лечиться током в армейском госпитале во Львове. Однажды, воспользовавшись временным отсутствием медсестры, увеличил напряжение электрического разряда (очень захотелось выздороветь поскорее). Шрам на правой руке всю жизнь будет теперь напоминать ему об этом безрассудном поступке...

Целый год промучился он с руками и все-таки занятия мотокроссом не оставил. В какой-то мере помогли немецкие шерстяные напульсники, подаренные ему товарищем по сборной Юрием Худяковым, и все тот же кипяток, который Александр возил с собой в термосе на все соревнования...

Не расстался он с мотокроссом и после того, как в 1988 году на коммерческих состязаниях во Франции получил еще одну серьезную травму. На этот раз уже дома помогла незнакомая старушка, которая исключительно народными средствами поставила его на ноги за полторы недели...

И, словно в благодарность за верность, за перенесенные испытания, мотокросс воздал ему должное. Только в течение двух последних лет Александр выиграл на различных коммерческих соревнованиях автомобиль «Ока», цветной телевизор, японский магнитофон, около 15 тысяч рублей... Тех денег, которые сейчас зарабатывает Морозов, вполне хватает его семье, о былых материальных проблемах, слава Богу, остались одни воспоминания. Вера теперь может себе позволить не работать, а воспитывать детей, тем более что сын, недавно переболевший тяжелым недугом, требует к себе особого внимания...

Не так давно Морозов-старший привез из Чехословакии велосипед и сейчас на досуге переделывает его в мопед. Для сына. Рома испытывает к увлечению отца жгучий интерес, с нетерпением ждет, когда же его первый в жизни настоящий мотоцикл будет готов.

— Если сын в будущем захочет всерьез заняться мотоспортом, приложу все усилия, чтоб он не подвел нашу фамилию, — сказал мне на прощание Александр...

Не знаю как вы, но я ему поверил, ведь сам Морозов тоже начинал когда-то с мопеда, а характер у сына отцовский, он умеет терпеть боль.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовил: Леонид Гуменюк
По материалам: carracer.ru
 
2016 © Motocross-Gum.at.ua
При републикации и цитировании материалов
активная ссылка на www.motocross-gum.at.ua обязательна !
Категория: Персоны - Мотокросс | Просмотров: 4439 | Добавил: Komersant | Рейтинг: 5.0/1
Форма входа

Календарь новостей
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Наши партнеры



 Наш банер
 




Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Copyright by MOTOCROSS-GUM © all rights reserved © Все права защищены 2009 - 2024