Мотоспорту Александрии – 60 лет !
Отрывок из книги.
Вячеслав Чебышев.
История Александрии, как и любого другого города мира, немыслима без истории спорта. Судьба распорядилась так, что я, фактически, являюсь единственным историком мотоспорта не только своего родного города, но и мотоспорта Украины. Именно поэтому решил поделиться этим историческим материалом с теми, кому это интересно. Итак, читайте, друзья !
Для мотоспорта города Александрии и Кировоградской области 2014 год – это год 60-летия этого вида спорта, ведь зародился он здесь в далёком 1954 году. К 40-летию александрийского мотоклуба (в 1994 году) мною была продела большая поисковая работа и подготовлен солидный по объёму исторический материал, включая фотографии. Он был опубликован в трёх номерах газеты «Народне слово» (газета «Народне слово» ; газета Кіровоградської обласної ради народних депутатів та обласної державної адміністрації, виходить з листопада 1990 року) за 1, 5 и 8 апреля 1994 года (мой авторский материал, который назывался «Спорт высоких скоростей», был переведён редакцией газеты с русского языка на украинский и опубликован). НО!!! Мне удалось уточнить некоторые даты, узнать новые факты. Да и жизнь не стоит на месте! За минувшие двадцать лет произошло много событий. Это коснулось мотоспорта, поэтому есть необходимость детально, насколько возможно, рассказать об истории мотоспорта города над Ингульцом.
…1954 год. После уроков прошедшей войны в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР), в том числе и в Украине, стали значительно больше внимания уделять развитию военно-прикладных и технических видов спорта, в число которых входит и мотоспорт, поддерживать на государственном уровне энтузиастов-спортсменов.
Родоначальником мотоспорта в Александрии стал увлечённый и одержимый человек – Анатолий Лагутин. В то время в городе активно действовало Всесоюзное добровольное спортивное общество (ВДСО) «Шахтёр», объединявшее в своих рядах спортсменов-угольщиков. Оно и взяло под свою опеку создаваемую секцию мотоциклетного спорта.
Для секции подобрали подходящее помещение, которое находилось во дворе городского театра, и начали её комплектацию. Интересная деталь. Именно в этом здании годом ранее, а именно ; 20 мая 1953 года, родился автор этих строк! Точнее говоря, из этого здания мою маму отправили в родильный дом, где я и появился на свет.
Самым сложным оказался вопрос приобретения спортивных мотоциклов, но здесь удача сопутствовала энтузиастам. После поездки Анатолия Лагутина в Москву, в Центральный Совет ВДСО «Шахтёр», в Александрию передали кроссовые мотоциклы из одной расформированной организации города Львова. На этих мотоциклах и начали тренироваться первые гонщики города.
1954 год был годом 300-летия воссоединения Украины с Россией. Тогда эта дата широко отмечалась в нашей стране (бывшем СССР). Ей и были посвящены первые в истории Александрии и Кировоградской области соревнования по мотоспорту, которые проводились 25 мая 1954 года в шахтёрском городе. Они имели статус всесоюзных соревнований.
Поскольку эти соревнования были первыми, расскажу о них подробнее. Эту информацию я записал со слов основателя мотоспорта в нашем городе и моего первого тренера Анатолия Мефодиевича Лагутина, когда он был жив. Из Москвы, Тулы, Донецка, Львова съехались лучшие кроссмены для участия в гонке. По существующим в то время правилам, проводилось двоеборье, состоящее из мотокросса на дистанцию 100 км – это 4 круга по 25 км – с обязательным преодолением брода через ручей и линейной гонки на 1 км сходу (при этом расстояние разгона не ограничивалось), где определялась скорость, показанная каждым участником. На этих двух этапах гонщики имели право выступать только на одном мотоцикле. Общий итог подводился по результатам выступления каждого спортсмена в этих двух видах соревнований. Часто случались ситуации, когда гонщик, удачно выступив в кроссе, в линейной гонке не показывал хорошего результата или выбывал из борьбы по причине поломки мотоцикла, в итоге не получая высокого места. И в то время важным фактором успеха была надёжность мотоцикла.
Соревнования по мотоспорту в 50-х годах ХХ века были настоящим спортивным праздником. Так было и в Александрии. До начала заездов гонщики торжественным парадом проехали на мотоциклах по главным улицам города, где их тепло приветствовали многочисленные зрители. Затем на кроссовой трассе, которая находилась на северной окраине города вблизи железнодорожного моста через речку Берёзовку, прошли заезды мотокросса. В этом виде, выражаясь футбольной терминологией, играющий тренер александрийцев Анатолий Лагутин занял третье место. Результат мог быть и лучше, но на одном из кругов, во время преодоления водной преграды, заглох двигатель мотоцикла. Анатолий Лагутин вынужден был затратить драгоценное время на запуск двигателя.
А вот в линейной гонке ему не было равных! Он развил по тем временам феноменальную скорость – 118 км/час и занял первое место. Нужно учитывать, что мотоцикл был кроссовый, а не специальный гоночный, поэтому даже для нашего времени эта скорость довольно высокая. После замера скорости, главная судейская коллегия (ГСК) решила, что произошла ошибка и попросила Анатолия Лагутина сделать перезаезд. После рестарта сомнений ни у кого не осталось. Скорость действительно была 118 км/час! По итогам двоеборья в классе 350 куб.см победителем этих всесоюзных соревнований стал «крёстный отец» мотоспорта в Александрии и Кировоградской области Анатолий Лагутин. Удачно выступили и его товарищи по команде – Павел Руденко, Василий Кравченко и Виктор Пирогов, который умер незадолго до начала 1994 года…
После тех соревнований первым тренером по мотоспорту в городе горняков был официально утверждён Анатолий Мефодиевич Лагутин. На александрийских гонщиков обратили внимание не только местные власти, но и в Кировограде. И если до этого команда Кировоградщины не выступала в официальных чемпионатах Украины по мотоспорту, поскольку её просто не было, то после успешного проведения тех исторических соревнований, александрийцы стали защищать честь нашей области практически во всех видах мотоспорта. Таким образом, пионерами мотоциклетного спорта в Кировоградской области были гонщики Александрии.
Позже мотоспорт стали культивировать в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Приведу практически неизвестные сегодня факты. Первый: 23 октября 1935 года было принято Постановление Правительства о передаче мотоспорта в ведение Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта. Второй: 23 июня 1960 года принято Постановление ЦК Союза спортивных обществ и организаций СССР о передаче мотоциклетного спорта в ведение ДОСААФ. Повторюсь, это уникальные архивные данные, которых вы не найдёте в Интернете. Однако я их обнародую в мировой паутине, чтобы любители мотоспорта знали и чтили его историю.
Секция переехала в другое помещение. Долгое время она находилась в небольшом одноэтажном и довольно таки ветхом здании рядом с автошколой ДОСААФ на перекрёстке улиц Первомайской и Шевченко. В то время это был АМК (автомотоклуб) ДОСААФ. Эти здания давно снесены, а на их месте построен Дом быта (улица Первомайская, 9). Автошколу и мотоклуб ещё в советское время (в 1975 году) перевели в новый большой и современный кирпичный корпус по адресу улица Куйбышева, 89. Сегодня от некогда образцовой автошколы, увы, остались лишь воспоминания. Всё разграблено, распродано, уничтожено… Огромную территорию бывшей гордости ДОСААФ УССР – нашей образцовой автошколы, со всем, что на ней находится, оккупировали (или выкупили?) александрийские нувориши. Здесь принимают металлолом, торгуют металлопрокатом, есть несколько магазинов… Словом, имеется прибыльный бизнес и нет всего того позитивного, что было там в советское время, которое мы нещадно ругаем на чём свет стоит. А ведь не всё тогда, смею вас заверить, было плохо. Например, несравнимо лучше, чем сейчас, в СССР было поставлено патриотическое воспитание молодёжи. ДОСААФ – оборонное Общество – в этом плане было лидером. Знаю это не понаслышке, ведь я – сын ДОСААФ! Это действительно так! Спасибо и моему первому тренеру Анатолию Мефодиевичу Лагутину, что дал мне правильное направление в жизни. Именно благодаря ему с июля 1967 года я живу в мотоспорте, а мотоспорт живёт во мне…
В конце 50-х и начале 60-х годов ХХ века в александрийский мотоклуб влилась целая группа талантливых мотогонщиков. Это Анатолий Куприенко, Иван Карабовский, Виктор Нестеров. Первым в Кировоградской области звание мастера спорта СССР по мотоспорту было присвоено александрийцу Анатолию Куприенко в 1960 году. Годом позже – в 1961 году – этого высокого спортивного звания был удостоен Иван Карабовский, а в 1964 – Виктор Нестеров.
Равняясь на «старичков», подрастала в секции молодёжь. Один за другим мастерами спорта стали – младший брат Анатолия – Владимир Куприенко, гонщики Дмитрий Щепинский, Станислав Комлик, Виталий Грабовец. Они неоднократно становились победителями и призёрами Спартакиад, чемпионатов СССР и УССР, Вооружённых Сил Советского Союза, многих престижных соревнований.
1 октября 1967 года на трассе «Завадовка» в Кировограде был проведён второй Международный мотокросс (первый проводился там же 17 октября 1965 года). В нём принял участие Владимир Куприенко, который вёл борьбу с сильнейшими гонщиками Восточной Европы – болгарином Иваном Димовым, румыном Флорианом Штефаном, чехом Франтишеком Станеком, венгром Шандором Течии и другими в классе 500 куб.см. В этом же кроссе в классе 250 куб.см выступали александриец Иван Чабанов и кировоградцы Валентин Бородай и Николай Бильбаченко. В третьем Международном мотокроссе в Кировограде – 20 октября 1968 года – в классе 500 куб.см вместе с Владимиром Куприенко выступал Виталий Грабовец и кировоградец Владимир Рудой, а в классе 250 куб.см – александриец Станислав Комлик. Все они выступали на мотоциклах «ЧЗ», производства Чехословакии. В то время эти мотоциклы для кросса были лучшими в мире. Они поставлялись в СССР по линии СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) через представительство Motokov.
Больших спортивных успехов добился Станислав Комлик (родился 11.11.1946 в Александрии), который долгое время являлся членом национальной сборной команды СССР по эндуро (многодневные соревнования по пересечённой местности). С 20 по 25 сентября 1965 года он в составе главной команды страны принимал участие в шестидневных соревнованиях по эндуро «Международный трофей» на острове Мэн в Ирландском море (Англия), в классе 175 куб.см под номером 84. В эндуро это самый престижный турнир. Уточню, чтобы сохранить историческую правду, что название эндуро (от французского endurance – выносливость, выдержка) вошло в обиход позже (в 1981 году), а в то время эту дисциплину мотоспорта называли многодневные соревнования или просто многодневка. Шестидневные соревнования так и называли – шестидневка. На программке соревнований на острове Мэн, которую мне предоставил Станислав Комлик, написано: The FIM 40th International Six Days’ Trial. Как видим, тогда употребляли термин trial – испытание, проба. На тот момент (и до 1981 года) это было верно. Но, с другой стороны, классический триал (trial) уже был самостоятельной дисциплиной. Как известно, в 1964 году прошёл первый чемпионат мира по мототриалу. Он состоял из трех этапов: в Бельгии, Франции и Германии. Первый чемпионат (тогда он назывался «Challenge Henry Goutars» ; кубок Анри Гутара) выиграл англичанин Дон Смит на мотоцикле «Greeves». В нём участвовали 70 мототриалистов, в основном из Бельгии и Франции. В триале используются мотоциклы специальной конструкции (преимущественно испанских марок Gas Gas и Ossa), а чемпионаты мира по триалу по линии ФИМ (FIM) успешно проводятся и по сей день. А шестидневка с 1981 года называется так: The International Six Days Enduro (ISDE). Такой нюанс. Когда я три года (2003-2005) жил и работал тренером в Польше, я воочию посмотрел The 79. International Six Days Enduro. Многодневка проходила в Польше 13-18 сентября 2004 года в городе Кельце на Медной Горе (Kielce – Miedziana G;ra). Вместе со своими польскими друзьями мы посмотрели мотокросс, который проводился в последний день – 18 сентября. Всё, что я увидел, ; зрелище впечатляющее. Я бережно храню в своём архиве программку тех соревнований…
После возвращения с острова Мэн Станислав Комлик был призван на службу в Советскую Армию (в 1965 году). Учитывая его высокие спортивные достижения, для прохождения службы он был направлен в СКА года Львова (Прикарпатский военный округ), где тренером в мотокоманде был заслуженный тренер УССР Владимир Яковлевич Бондарчук, которого в разговорах между собой все называли Рыжий, поскольку он и в самом деле был рыжим. Именно во время службы в СКА Станислав Комлик раскрылся как талантливый мотокроссмен. На этот период и приходится наибольшее количество побед и призовых мест нашего земляка в самых престижных соревнованиях. В 1966 году Станиславу Комлику было присвоено звание мастера спорта. Образно говоря, Станислав первым протоптал дорожку в СКА города Львова. Не без его протекции сюда на службу пришли кировоградец Валентин Бородай (в 1966 году) и александриец Владимир Сушин (в 1968 году).
Демобилизовавшись в 1968 году, Станислав Комлик практически сразу получил квартиру в Александрии. Он получал так называемую стипендию Центрального автомотоклуба (ЦАМК) СССР, как член национальной сборной команды страны по эндуро. Она составляла 140 рублей в месяц. Если учесть, что зарплата в 100-120 рублей в СССР в то время считалась нормальной, то стипендия была достойной.
После службы Станислав Комлик ещё некоторое время успешно участвовал в мотокроссах, в том числе и в братской Болгарии в августе 1970 года. На Международный мотокросс в селе Раковица, что рядом с городом Берковица, который проводился 16 августа 1970 года, Станислав Комлик был заявлен в классе 250 куб.см под номером 8. А уже 23 августа он в классе 500 куб.см (стартовый номер 2) занял третье место в Международном мотокроссе, проводимом болгарами в честь героев Шипки, погибших в боях с турецкими поработителями за освобождение от османского ига и в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Особенностью этого мотокросса было то, что он проводился в Беклемето ; высоко в Балканских горах. О перипетиях гонки и об успехе гонщиков СССР, в том числе и нашего земляка, рассказала газета «Троянски глас» за 26 августа 1970 года, издаваемая в болгарском городе Троян. Там же была размещена фотография, где на пьедестале почёта расположились талантливый советский гонщик Вячеслав Краснощёков – победитель в классе 500 куб.см и призёры – Иван Секулинов из Болгарии, занявший второе место и наш Станислав Комлик. Команда Советского Союза заняла в том мотокроссе первое место.
Яркую и последнюю победу мастер спорта Станислав Комлик одержал в своей родной Александрии на трассе «Вербовая Лоза», где разыгрывался Кубок УССР (в воскресенье 19 сентября 1971 года). Вот, что написала об этом местная газета «Ленінський прапор» за 22 сентября 1971 года (языком оригинала): «Після кубкових заїздів відбулися заїзди на розіграш призів від організацій Олександрії. У класі машин 175 кубічних сантиметрів першим прийшов на фініш спортсмен Київського СКА В.М.Черніков, в класі 250 кубічних сантиметрів – майстер спорту, робітник шахти № 3-біс С.М.Комлик. Цю блискучу перемогу наш земляк здобув в упертій боротьбі із спортсменами Києва і Кіровограда. Глядачі заслужено нагородили С.Комлика дружніми оплесками» (Конец цитаты).
После этого Станислав Комлик завершил свою спортивную карьеру. На это повлияло и то, что он уже был женатым человеком (он женился в 1969 году). Станислав ушёл из мотоспорта непобеждённым, в полном рассвете сил и на пике славы. Жаль…
В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ столетия тон у александрийцев задавали Владимир Сушин и Николай Осиченко, которые на протяжении ряда лет входили в сборные команды Украинской Советской Социалистической Республики (УССР) по различным видам мотоспорта. Оба они выполнили нормативы мастеров спорта.
В июле 1967 года впервые порог мотосекции переступил автор этих строк, а годом позже вовлёк в занятия спортом смелых своего друга детства и одноклассника Владимира Грузина. Впоследствии, обучаясь в Киевском автомобильно-дорожном институте и продолжая занятия спортом, Владимир Грузин стал мастером спорта. Долгое время после ВУЗа он возглавлял лабораторию испытаний спортивных мотоциклов Киевского мотоциклетного завода (КМЗ) и был тренером сборной республики (УССР) по мотокроссу на мотоциклах с коляской.
Замечательных результатов в разных дисциплинах мотоспорта (мотокросс, эндуро, шоссейно-кольцевые гонки, мотогонки на ипподроме, ледовый спидвей) добилось новое поколение александрийских гонщиков – Александр Бараненко, Дмитрий Скичко, Александр Ильченко, Юрий Нос, Алексей Козловский, Сергей Сокур. На их долю приходится огромное количество наград, завоёванных в соревнованиях самого высокого ранга, проводимых в УССР, СССР и независимой Украине.
Команда александрийцев в кировоградской области всегда была базовой по ледовому спидвею, шоссейно-кольцевым гонкам (ШКГ), мотогонкам на ипподроме. Было время, когда именно александрийцы представляли область в чемпионатах УССР по мотокроссу на мотоциклах с коляской и по спидвею (гаревым гонкам). Однако, из-за отсутствия средств и по другим субъективным причинам, эти виды мотоспорта в нашей области, к сожалению, были свёрнуты. Кроме этого, гонщики из шахтёрской (в то время) Александрии постоянно входили в состав сборной команды Кировоградской области по мотокроссу и эндуро, показывая в этих дисциплинах хорошие результаты.
Анализируя спортивные достижения того периода, можно сделать вывод, что особый успех сопутствовал александрийцам в период с 1967 по 1976 год. Именно в этот промежуток времени в отдельные годы команда делала «золотой дубль», становясь чемпионом Украины сразу в двух видах – шоссейно-кольцевых гонках и мотогонках на ипподроме и при этом занимая ещё одно из призовых мест в чемпионате республики по ледовому спидвею! Тренер того времени Анатолий Мефодиевич Лагутин долгое время был одним из тренеров сборной УССР по ШКГ.
За всю историю мотоспорта, в Александрии было несколько мотокроссовых трасс. Одну я уже упоминал (где проходили соревнования 25 мая 1954 года). На заре мотоспорта в нашем городе была ещё одна интересная трасса. Она находилась в районе слияния рек Берёзовки и Ингульца, неподалёку от стадиона «Шахтёр» (в настоящее время на месте этого стадиона находится культурно-спортивный комплекс «Ника»). Трасса проходила по берегам этих рек и даже под мостами через них и имела две водные преграды, которые наши гонщики преодолевали вброд на мотоциклах. На ней в конце 50-х и начале 60-х проводили тренировки и первенства области. Об этом мне тоже рассказал мой первый тренер Анатолий Лагутин.
Долгое время основной была трасса в балке рядом с мебельной фабрикой (теперь об этом предприятии остались, увы, одни воспоминания) справа от дороги на Войновку. Свои первые тренировки я начал под руководством Мефодиевича, как любя мы называли своего тренера, именно на этой трассе, которая в настоящее время так заросла дикорастущими деревьями и кустарниками, что не угадываются даже контуры некогда популярной трассы мотокросса. В 1966 году в День шахтёра на ней был проведен мотокросс с участием гонщиков Кривого Рога, Кировограда и хозяев трассы. Тогда в командном зачёте победили александрийцы, а в личном зачёте в классе 350 куб.см победу праздновал Владимир Куприенко, выигравший все три заезда. Об итогах той гонки рассказала на своих страницах местная газета «Ленiнський прапор» за 3 сентября 1966 года. Там же был снимок Владимира Куприенко во время одного из заездов.
Четвёртая трасса была севернее мебельной фабрики на 1,5-2,0 км и находилась ближе к железной дороге. Она была короткой и использовалась только для тренировок, да и то редко. В моём архиве имеется несколько снимков с этой трассы. Именно на ней мне довелось тестировать экспериментальный кроссовый мотоцикл М-125-кросс с объёмом двигателя 125 куб.см, который был выпущен Минским мотоциклетно-велосипедным заводом (ММВЗ). Таких мотоциклов в клубе было всего два, и оба испытывать доверил Мефодиевич именно мне. Дело в том, что нужно было отослать на завод отзыв после тестов. Мой тренер был во мне уверен в этом плане, поэтому и доверил испытание техники мне. Белорусские мотоциклы, на самом деле, были отвратительными. У обеих лопнули рамы после нескольких прыжков с трамплина, двигатели были слабенькими, амортизация ужасно плохая, а вес техники был значительным... Словом, они не годились для кросса. Я честно написал об этом в Минск на завод. Спустя примерно месяц оттуда пришло благодарственное письмо. Оказывается, я был практически единственным из всего Советского Союза, кто так подробно изложил свои замечания и пожелания. Помню, как это письмо Мефодиевич зачитывал всем нашим ребятам вслух и хвалил меня за добросовестное отношение к делу, хотя и без юмора, как всегда, не обошлось. – Вот наш Чеба и прославился на весь Союз благодаря никудышным «макакам»! – говорил мой первый тренер, смеясь. Разъясню. Чеба – это моя кличка (сейчас говорят – погоняло) во дворе, в школе, в мотоклубе, а позже – в институте. А «макаками» называли мотоциклы с объёмом двигателя 125 куб.см. Было это, скорее всего, в 1968 году, а может годом позже. Точной даты я уже не помню…
Ещё одна трасса находилась в южной части города, где когда-то был деревообрабатывающий комбинат (ДОК), который уже давным-давно почил в Бозе, как и завод железобетонных изделий, располагавшийся рядом с ДОКом. Мототрасса находилась справа от дороги Александрия – Петрово. От У-образной развилки берёт отсчёт Звенигородское шоссе, а вторая дорога уходит на бывший каменный карьер (он в то время работал на полную мощность). Не доезжая примерно метров шестьдесят-семьдесят до этой развилки (в том же месте дорогу пересекает высоковольтная линия) справа от дороги и была трасса. Это окраина того района города, а точнее – Ново-Филипповки, который в народе называют Бадына. Сейчас на этом месте находится кладбище. Мало кто знает, а тем более помнит, что 24-25 февраля 1973 года на этой трассе, где не было ни спусков, ни подъёмов, а были лишь невысокие естественные трамплины, прошло зимнее первенство УССР по мотокроссу. Помню, что, несмотря на морозец, зрителей в тот день собралось немало. Лежавший на трассе снег, а местами – лёд не мешал гонщикам показывать на практически горизонтальной поверхности довольно высокие скорости и хорошую технику пилотирования. Я в то время уже был студентом Днепропетровского горного института имени Артёма и выступал за команду города на Днепре, а тренировал меня заслуженный тренер УССР Владимир Николаевич Мунштуков.
На заре становления мотокросса в Александрии, гонщики тренировались и с левой стороны дороги Александрия – Петрово. В наше время за рудоремонтным заводом и Управлением монтажно-демонтажных работ (УМДР) находятся здания фирм «Ренессанс» (проспект Ленина, 145) и «Альянс». В этом котловане на большой территории возведено немало зданий из железобетона – БМЗ (быстро монтируемые здания). А в конце 50-х и начале 60-х годов ХХ века там был песчаный карьер. Наш город интенсивно строился и для этих целей ему нужен был песок. Много песка. Бывали дни, когда из района песчаного карьера доносились ружейные выстрелы. Дело в том, что там рядом находилось ещё и стрельбище, где бойцы ВОХР (вооружённой охраны) упражнялись в стрельбе. Вот в этом песчаном карьере и тренировались александрийцы в то время.
Когда в клубе говорили, что тренировка будет «на луках», все знали, что она будет на левом берегу Ингульца вблизи Звенигородки. Как вспоминает ветеран мотоспорта Ростислав Аксентьевич Щербина, такого моста через реку, как есть сейчас, в то время не было. А сестра Ивана Парфентьевича Карабовского – Лидия Парфентьевна рассказала автору этих строк, что во время одной из тренировок «на луках» её брат Иван поломал ногу. Ранее об этой тренировочной трассе мне не было известно, поэтому это новый штрих в истории мотоспорта нашего края.
Но главной трассой и нашей гордостью является «Вербовая Лоза» ; Мекка автомотоспорта, которой весной 2013 года исполнилось 45 лет.
А теперь вот о чём. Кроссовые мотоциклы наш мотоклуб получал из Кировограда. Их никогда не было в изобилии. Леонид Николаевич Чёрный – тренер кировоградцев – был в этом плане скупым человеком и практически всю лучшую технику оставлял в областном центре, где ставка делалась исключительно на мотокросс и многодневные соревнования. Нам же доставались крохи, ведь приоритетными для Александрии, как решили в Кировограде, были другие дисциплины мотоспорта – шоссейно-кольцевые и ипподромные мотогонки, спидвей, ледовый спидвей и мотокросс на мотоциклах с коляской, где александрийцы всегда добивались феноменальных результатов.
Но и в мотокроссе, и в многодневке мы громко заявляли о себе. Поэтому, примерно к 1968 году, и в городе над Ингульцом уже было несколько конкурентоспособных на то время мотоциклов «ЧЗ» производства завода в Страконице (Чехословакия). Кроме того, было немало кроссовых мотоциклов «ИЖ» и «Ковровец».
Продолжу воспоминания. Тренировки в клубе были по средам и субботам. В то время года, когда световой день был длинным, они начинались в 17-18 часов. Так Мефодиевич давал возможность работавшим ребятам потренироваться после завершения рабочего дня. А когда темнеть начинало рано, тренировки начинались с 14-15 часов. Работавшие гонщики в этот период года участвовали только в субботних тренировках. Тренироваться на «Вербовой» нам нравилось и по той причине, что после их окончания мы дружной компанией заезжали на АЦЭС, где с удовольствием купались в тёплой воде и мыли на берегу свои кроссовые мотоциклы. За всем этим с интересом наблюдало огромное число наших земляков, особенно детворы. Ну, а мы, естественно, были очень довольны таким, как сейчас говорят, пиаром! АЦЭС – это аббревиатура от Александрийская центральная электростанция. Сейчас это предприятие полностью разграблено и фактически стёрто с лица земли. А в то время это было место паломничества горожан и жителей района, в первую очередь ; мальчишек и девчонок. Точнее, не сама АЦЭС, а канал, по которому электростанция сбрасывала тёплую воду в водохранилище, находящееся рядом с «Вербовой Лозой». Сброс тёплой воды предусматривала существовавшая на тот момент на АЦЭС технология производства электроэнергии и тепла.
Написав эти строки, съездил на место бывшего канала. Его и сегодня легко найти по сохранившейся бетонной конструкции (тоннелю), проложенной под дорогой, что рядом с бывшей АЦЭС. Жуткая картина! Полная разруха! А ведь раньше здесь кишма кишило и взрослых, и малышей, добиравшихся сюда кто во что горазд! Чаще всего, на рейсовых автобусах маршрутов «А» и «Б». Эти кольцевые маршруты соединяли город с посёлками Победой и Октябрьским. Маршруты «А» и «Б» пролегали по одному и тому же пути, но один маршрут был по часовой стрелке, а другой ; против, то есть, автобусы этих маршрутов, а это были популярные в то время ЛАЗы, двигались навстречу друг другу. В это сложно сегодня поверить, но стоимость билета в то время была 5 копеек! Тёплая вода с АЦЭС подавалась в канал по низом проложенной в бетонной конструкции (тоннеле) трубе. Вода бурлила и постоянно поступала в канал, из которого и попадала в водохранилище. Да простит меня терпеливый читатель, ведь я отклонился от темы, НО!!! Это история нашего края и кто-то ведь должен рассказать потомкам о нашем прошлом…
Тренировки в клубе проводились круглый год. Если зимы были малоснежными и не слишком холодными, то мы выезжали на «Вербовую». В снежные зимы и в морозные дни мы тренировались на равнине в «Лугопарке» возле так называемого запасного футбольного поля или ездили в том же «Лугопарке», но по левому берегу реки Берёзовка – от моста по улице Шевченко до моста через эту же реку у городского театра (начало улицы Первомайской), где устанавливают свои шатры заезжие цирки-шапито, и обратно. Часто для этого мы использовали не кроссовые мотоциклы, а «Ковровцы» для мотобола, которые клуб получил по разнарядке, хотя мотоболом мы и не занимались. Просто таковой была советская действительность… На публикуемой фотографии с зимней тренировки 1969 года на мотоцикле для мотобола в «Лугопарке» видно, что я ездил не в шлеме, а в обычной зимней шапке-ушанке. Как сейчас помню, это был весьма морозный день. Учитывая это обстоятельство и то, что трасса не имела серьёзных трамплинов, Мефодиевич разрешил нам тренироваться в шапках.
Мотоклуб до переезда на улицу Куйбышева находился на пересечении Первомайской и Шевченко. Расскажу подробнее. На самом углу, через дорогу от торца здания горкома партии (улица Шевченко, 71) и по диагонали от сквера, на этом перекрёстке находилось двухэтажное старинное здание из довольно таки яркого бордово-красного кирпича. Стены его шли по существующей и поныне красной линии, как по улице Первомайской, так и по улице Шевченко, то есть, в одну линию со стенами всех зданий этих улиц. Когда это здание, а также все здания и гаражи автомотоклуба ДОСААФ, несколько зданий и гаражей АТП, а также магазин были снесены, то построенный на их месте Дом быта (улица Первомайская, 9) отошёл от красной линии и разместился, как бы, в глубине, где в своё время были территория АМК ДОСААФ и частично автотранспортного предприятия. К сожалению, никаких фотографий этого снесённого здания в музее или документов в бюро технической инвентаризации (БТИ) не имеется, а жаль…
Новый отсчёт времени в мотоспорте Александрии начался в октябре 1992 года, когда автор этих строк основал частный спортивный клуб «Европа-кросс». Именно эта спортивная организация добилась выдающихся успехов на международной арене и сегодня брэнд SC EUROPA-CROSS является весьма известным в странах Европы.
С гордостью можно сказать, что наибольшее число мастеров спорта в городе над Ингульцом – 17 человек – подготовлено именно в мотоспорте. Это Анатолий Куприенко, Иван Карабовский, Виктор Нестеров, Владимир Куприенко, Дмитрий Щепинский, Станислав Комлик, Виталий Грабовец, Владимир Сушин, Николай Осиченко, Владимир Грузин, Александр Бараненко, Дмитрий Скичко, Александр Ильченко, Юрий Нос, Алексей Козловский, Сергей Сокур и Вячеслав Чебышев – первый и единственный в Кировоградской области заслуженный тренер Украины по мотоспорту.
На этом заканчиваю короткую версию своих воспоминаний, а вот работу над книгой об истории мотоспорта, и не только об этом, продолжаю и, надеюсь, что она в обозримом будущем будет издана. Пока !
Вячеслав Чебышев, заслуженный тренер Украины, мастер спорта
На заглавном снимке: Вячеслав Чебышев на тренировке, зима 1969 года
Фото из архива автора