В нашем городе возрождается одна из традиций Коврова- зимний мотокросс. Времена меняются, меняются и требования в проведении подобных мероприятий. Новая зимняя трасса в Южном районе города вполне соответствует нынешнему ХХI веку с его скоростями и зрелищностью.Хочется вспомнить, как проходили традиционные зимние соревнования мотокроссменов, нашей в те времена Великой страны, полвека назад.
Конец 50-х внёс в историю города достойную страницу и положил начало «Традиционным зимним мотокроссам» в Коврове. Первая трасса проходила частично вдоль частных домов «Цыганского» посёлка и по горе, поросшей лесом.
Ширина колеи для мотоциклов была около полутора метров, а кое-где и меньше (видел только на несохранившейся фотографии). В 60-е трассу расширили и зимний мотокросс становится одним из любимейших наряду с «Новым годом» и « Первомаем» праздником горожан.
На «Ширину гору» в февральские дни ( соревнования были приурочены к 23-му февраля-«Дню Советской Армии») народ шёл со всех концов города. От промышленных предприятий организовывались коллективные группы на автобусах и грузовых автомобилях.
Автобусные маршруты были переполнены. Я сам не раз со своими друзьями — «малеевскими» мальчишками пешком шел через весь город на Гору. «Конюшни»- в те времена «боксы мотокроссменов» привлекали пацанов запахом выхлопов и рёвом двигателей «шмонок». Гонщики, новая техника, часто уникальная – это осталось в памяти на всю жизнь.
Главными призами за первые два места в соревнованиях были мотоциклы завода им.Дегтярёва- «Восходы». «Экспортной сборки» как говорили в то время.
Зрители и болельщики, находившиеся вдоль трассы, отмечали в книжечках-программках проходивших по трассе спортсменов. Цена книжечки - «программы» составляла 10 копеек. В ней кратко освещалась история ковровских соревнований, имелись фото основных участников и незаполненная таблица прохождения кругов гонщиками.
На наиболее опасных поворотах и подъёмах трассы в «ограждении» стояли военнослужащие ковровского гарнизона. Фанаты ведь были и в те времена — могли и снежный ком под колёса мотоциклистов запустить и своих любимцев вместе с мотоциклом на руках в гору занести (помощь была запрещена правилами). Да и зрители в валенках частенько скатывались с насыпи на «проезжую часть».
Была организована розничная торговля безалкогольными напитками и пирожками от городских столовых и ресторанов треста «Пищеторг», хотя «красненькое» с пивом отпускалось « из под полы». А куда деться — русская зима она ведь морозная.
Соревнования освещались в прессе. Газеты «Знамя труда», «Призыв», « Красная звезда», «Советский патриот», журнал « За рулем» уделяли целые полосы для комментариев к ковровскому мотошоу. Репортажи ковровских фотожурналистов Баландина, Егорова, Истарова регулярно помещались в местных газетах.
В 70-х Центральное телевидение вставляло в выпуски программы «Время» репортажи с нашей трассы. Как говорится - народ знал своих героев ! Савельев, Дубов, Гарулько, Арбеков, Динабург, Яковлев, Рулёв, Овчинников, Краснощёков, Худяков, Кавинов, Моисеев – эти фамилии ковровчанами воспринимались на уровне фамилий советских космонавтов, нынешнего Шумахера если не ещё выше. На Дальнем Востоке – в Хабаровске и в Амурской области, где проходила моя служба, узнав название города откуда я был призван люди спрашивали: «Ковров — там где мотокросс ?». Это уже о чём-то говорило. Было приятно за наш Ковров — Город Мастеров !
Пару строк о тренере ковровских мотогонщиков в те времена — Юрии Игнатьевиче Трофимце.
Незаурядная личность, в дальнейшем тренер сборной по мотокроссу Советского Союза.
Под его руководством сборная СССР в 1978 м году выиграла «Кросс наций» в Гайльдорфе (в те времена ФРГ), а в предыдущем 1977-м в Бельгии «Трофей наций», обойдя американцев по призовым очкам !
Слева направо: Ю Трофимец, В.Кавинов, В.Худяков, Г.Моисеев, В.Корнеев после победы в ФРГ
(фото из журнала «За Рулем») Текст — Артюшин П.Б. Фото - Истаров В.В., Артюшин П.Б.
Подготовил: Леонид Гуменюк
|