История – это довольно таки специфическая наука. С одной стороны, в истории важна точность, например, в датах или описании событий. А с другой стороны, случается, что из-за невозможности точного определения той или иной даты или из-за отсутствия возможности установить точный ход событий, в истории допускаются гипотезы (предположения, версии), которые можно отнести к оценочным суждениям. Допускаются в этой науке и корректировки, скажем, в датах, именах, фамилиях, если историкам удалось узнать достоверную информацию на этот счёт…
Итак, расскажу, откуда я взял данные о том, что соревнования на трассе «Завадовка» проводятся с 1962 года. В указанной выше статье я писал, что лично присутствовал на II и III Международных мотокроссах в Кировограде в 1967 и в 1968 годах (я находился в закрытом парке вместе с александрийскими гонщиками – участниками этого мотокросса и выполнял функции юного механика). Программки тех соревнований бережно хранятся в моём домашнем архиве. В программке к III Международному мотокроссу, который проходил в Кировограде 20 октября 1968 года, написано (цитата): «Трасса «Завадовка» в последние годы завоевала широкую популярность. Начиная с 1962 года (выделено мной – В.Ч.), здесь неоднократно соревновались лучшие мотогонщики Советского Союза». Вот отсюда я и взял дату. Как оказалось, это ошибка! К сожалению, автор текста этой программки в ней не указан. Забегая наперёд, скажу, что уже в наши дни я нашёл в указанной программке ещё множество грубых ошибок в датах и неточностей в описании событий. НО!!! Об этом я сообщу в конце этого материала. А вначале, расскажу, каким образом мне удалось установить точную дату проведения первых соревнований на трассе «Завадовка».
…С переменным успехом я работаю над своей очередной книгой. На этот раз это будет не поэзия, а проза. В неё войдут и мои материалы по истории мотоспорта и автоспорта Александрии и Кировограда. – Почему с переменным успехом? – задаст вопрос любознательный читатель. И я ему отвечу: «Просто не хватает времени, которое, как известно, не продаётся». Так вот, в поисках артефактов по истории мотоспорта я обратился к Галине Куприенко – родной сестре известных братьев-мотогонщиков Анатолия и Владимира Куприенко из Александрии. Именно Галина и предоставила в моё распоряжение семейный архив с материалами, которые связаны с её братом Анатолием Куприенко – первым мастером спорта по мотоспорту в Кировоградской области (ему это высокое спортивное звание было присвоено в 1960 году). Так я получил доступ к очень ценной информации по истории мотоспорта Кировоградщины. И об этом – ниже.
…Бережно просматриваю материалы архива, что передала мне Галина Куприенко. И вот удача! Передо мной пожелтевшая от безжалостного времени вырезка из газеты на украинском языке. К сожалению, на ней нет ни даты, ни названия издания. Вот короткая выдержка из этой статьи (цитата): «У минулу суботу та неділю в Кіровограді (в районі с. Завадівки) відбулись республіканські змагання по мотокросу на приз «Відкриття літнього сезону 1961 року». В них взяли участь сильніші мотогонщики майже всіх областей України». Там же фотография гонщиков Кировоградщины. На ней Анатолий Французан (тренер), Анатолий Куприенко, Иван Кириленко, Вячеслав Данилов, Александр Фомин и Евгений Коваленко. В архиве нахожу и программку к этим соревнованиям. В ней указан город-организатор – Кировоград и дата проведения мотокросса – 18-22 мая 1961 года. Это и есть точная дата проведения первых соревнований по мотокроссу на трассе «Завадовка», которая позаимствовала своё название у находящегося рядом с ней села Завадовка. Есть в архиве и бесспорно уникальные фотографии соревнований на этой трассе. На них не указана дата, но и без того понятно, что эти снимки сделаны в начале 60-х годов ХХ века. И для меня, как для историка авто- и мотоспорта, эти артефакты бесценны. Таким образом, известнейшая в масштабах бывшего СССР кировоградская трасса «Завадовка» в 2016 году отметит своё 55-летие! Возраст, согласитесь, солидный!
Почему мотокроссовую трассу проложили у села Завадовка? Что это были за соревнования? Прежде, чем ответить на эти вопросы, позволю себе отступление от темы и коротко расскажу о личностях, на которые всю жизнь равняюсь.
В классической журналистике моим кумиром является Владимир Алексеевич Гиляровский (1855 – 1935) – известный российский поэт, прозаик, журналист, автор очерков о Москве. Москвичи его называли «Дядя Гиляй» и «Король репортёров». Он настолько оперативно давал репортажи с места событий, что горожане, шутя, говорили: «Дядя Гиляй на месте события оказывается ещё до того, как оно происходит». Владимир Гиляровский был очень колоритной фигурой – просто находкой для художников и скульпторов. Вот, что сказано в его биографии (цитата): «Известно, что Илья Репин рисовал с него одного из персонажей картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а скульптор Николай Андреев лепил Тараса Бульбу для барельефа на памятник Николаю Гоголю. Личность Гиляровского интересовала не только художников, о нем писали журналисты, писатели и даже поэты». К сожалению, в старости Владимир Алексеевич Гиляровский почти полностью ослеп. Похоронен он на Новодевичьем кладбище. В моей домашней библиотеке имеется двухтомник Владимира Гиляровского, купленный мной 8 сентября 2008 года в Москве в «Доме книге» по ул. Новый Арбат,8, куда вошли его наиболее известные произведения: «Москва и москвичи», «Друзья и встречи», «Люди театра», «Трущобные люди», «Мои скитания», «Рассказы и очерки». Я эти две книги время от времени перечитываю…
Что касается истории автоспорта и мотоспорта, то здесь для меня непререкаемым авторитетом является москвич Лев Михайлович Шугуров (1934 – 2009). Этот человек был большим знатоком и настоящим подвижником истории авто- и мотоспорта, автором многих статей и книг по этой тематике. Одна из таких книг есть и у меня: Шугуров Л.М. Советский мотоспорт в цифрах и фактах: Справочник. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1978. – 80 с. Скажу больше. В этой книге есть автограф Льва Михайловича! Правда, не он лично подарил эту книгу мне. С ним я по жизни не встречался. Этот подарок мне сделал товарищ Льва Михайловича и его коллега по журналу «За рулём» – журналист Борис Логинов. Дело в том, что в период с 1967 года по 1994 год Л.М. Шугуров работал в журнале «За рулём». Я, начиная со второй половины 80-х годов ХХ столетия и до развала СССР, активно сотрудничал с этим изданием, которое охотно публиковало мои статьи и заметки. Довольно часто бывая в Москве в то время, я обязательно заходил в редакцию журнала «За рулём», которая находилась (в то время) по адресу: ул. Сретенка, 26/1. И там обязательно встречался с членом редакционной коллегии журнала «За рулём» Борисом Петровичем Логиновым (в то время главным редактором этого журнала был Андрей Андреевич Логинов – однофамилец Бориса), с которым поддерживал тёплые товарищеские отношения. Виделся я с ним и на чемпионатах СССР или Вооружённых Сил Советского Союза, на международных соревнованиях по мотокроссу, поскольку Боря, как и я, является спортивным комментатором, что ещё больше объединило нас, хотя он и старше меня. НО!!! В журналистике, где в то время пишущая братия называла друг друга не иначе, как «старик», возраст всегда нивелируется. Такова специфика этой профессии. В один из моих приездов в Москву, Борис Логинов и подарил мне книгу-справочник Льва Шугурова с подписью автора, за что ему огромное спасибо! Эта книга, номинальной стоимостью 35 копеек (да, да, в то время такими были цены!), сегодня бесценна для тех, кто занимается историей мотоспорта. Именно на неё я и буду ссылаться в этой статье. А Лев Шугуров, как и Владимир Гиляровский, в старости практически полностью лишился зрения. Он тяжело болел и ему ампутировали ногу. Похоронен он на Ваганьковском кладбище.
Но возвращаемся к теме. Итак, отвечаю, почему трассу выбрали у села Завадовка. Имеется несколько причин. Рядом с селом, где проложили спортивную трассу, тектоника или, другими словами, рельеф местности просто идеально подходит для мотокросса из-за наличия естественных спусков и подъёмов, трамплинов и виражей… Поскольку трасса находится в котловане в виде амфитеатра и частично на его склонах, это даёт зрителям прекрасный обзор практически всей панорамы и позволяет видеть все перипетии борьбы мотогонщиков с любой точки просмотра. Важно и то обстоятельство, что трасса «Завадовка» находится недалеко от центра Кировограда. Это удобно в плане доставки зрителей туда и обратно. И ещё. Мотокроссы образца
50-х годов и начала 60-х годов ХХ века – существенно разнились в плане трасс и формулы проведения соревнований. Именно об этом аспекте я и расскажу более подробно.
О том, что представлял собой мотокросс в 1954 году, я подробно изложил в своём материале «Мотоспорту Александрии – 60 лет! Отрывок из книги», который был опубликован на сайте «весь Кіровоград» 3 сентября 2014 года –
Вот короткий отрывок из этой статьи (цитата): «По существующим в то время правилам, проводилось двоеборье, состоящее из мотокросса на дистанцию 100 км – это 4 круга по 25 км – с обязательным преодолением брода через ручей и линейной гонки на 1 км сходу (при этом расстояние разгона не ограничивалось), где определялась скорость, показанная каждым участником». В первое послевоенное время мотокросс был прикладного характера. То есть, на случай возможной войны, мотокросс готовил будущих бойцов, которые могли бы выполнять сложные боевые задачи на мотоциклах в условиях бездорожья. Исходя из этого, и прокладывались очень длинные мотокроссовые трассы с обязательным наличием водных преград (бродов). Такие мотокроссы, даже без линейной гонки, изматывали гонщиков и не были интересны зрителям, которые видели борьбу лишь на очень коротком участке трассы. Кроме того, мотокросс на длинных трассах был больше похож на другую дисциплину мотоспорта – на многодневные соревнования – эндуро. Разница состояла лишь в том, что в мотокроссе даётся общий старт, а в эндуро на дистанцию гонщиков выпускают по одному, с засечкой времени, как в ралли. Всё это и дало толчок проведению мотокроссов на коротких трассах, но в несколько заездов. И первый такой мотокросс, согласно данным Л.М. Шугурова, прошёл в Расторгуево Московской области в 1957 году. Соревнования были проведены в три заезда, а длина трассы (одного круга) составляла 1300 метров. И если длинную трассу у села Завадовки проложить было проблематично, то короткую трассу, необходимой конфигурации и с требуемыми элементами мотокросса, организаторы создали без проблем.
А теперь более подробно о первом мотокроссе, который прошёл на новой (в то время) трассе «Завадовка». В упоминаемой выше статье (в вырезке из газеты) об этом сказано мало, а вот в программке к тем соревнованиям есть более подробная информация. Это был республиканский лично-командный мотокросс на приз «Открытие летнего сезона» 1961 года. Он проводился под эгидой федерации автомотоспорта УССР (в то время в Украине авто- и мотоспорт имел единую федерацию), а организатором соревнований выступил Кировоградский областной комитет ДОСААФ. Для молодых людей скажу, что ДОСААФ – это аббревиатура от: Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Это оборонное Общество отлично финансировалось по линии Министерства обороны СССР. Как следует из программки, этот мотокросс проводился в рамках II Всесоюзной спартакиады по техническим и военно-прикладным видам спорта, организатором которой в масштабах СССР выступало оборонное Общество. Спартакиады – это отдельная тема, поэтому не буду на этом останавливаться. Скажу лишь, что мне довелось участвовать в V Всесоюзной спартакиаде, посвящённой 100-летию со Дня рождения В.И. Ленина в 1970 году (в первый раз) и в последующих спартакиадах вплоть до 1986 года – в VI-й, VII-й, VIII-й и IX-й. Получается, что, несмотря на то, что это была первая (пробная или тестовая – выбирайте на свой вкус) гонка на трассе «Завадовка», она (гонка) имела высокий статус, поскольку внутри Советского Союза Всесоюзные спартакиады считались соревнованиями наивысшего ранга.
И о самой гонке. На титульном листе программки к этим соревнованиям указана дата их проведения 18-22 мая 1961 года, НО!!! Фактически гонка была проведена в два дня: в субботу – 20 мая и в воскресенье – 21 мая. В первый день соревновались юноши и женщины в классе мотоциклов с объёмом двигателя 125 куб. см. А во второй день – мужчины в классах 175 куб. см, 350 куб. см и в классе 750 куб. см с коляской (экипажи). Из статьи в пожелтевшей газетной вырезке известно, что победителем в классах 175 куб. см и 350 куб. см стал мастер спорта Игорь Григорьев – армеец из Львова. В команде Кировограда мастер спорта Анатолий Куприенко (александриец) занял пятое место в классе 350 куб. см, юноша Александр Фомин был четвёртым в классе 125 куб. см, а на мотоциклах с коляской водитель Иван Кириленко и колясочник Евгений Коваленко зарекомендовали себя, как перспективный экипаж. В командном зачёте места распределились следующим образом: первое место завоевали гонщики СКА (спортивный клуб армии) Львова, второе – команда Кировограда и третье – спортсмены города Луганска. Этот мотокросс прошёл в присутствии многотысячной армии болельщиков на самом высоком уровне и вскоре спортивная трасса «Завадовка» стала популярной ареной борьбы известных советских и зарубежных гонщиков – участников самых престижных соревнований того времени, проводимых на ней. Вот такая история.
А теперь, как обещал, расскажу о других ошибках, которые я обнаружил в программке к III Международному мотокроссу, что прошёл на «Завадовке» 20 октября 1968 года. В ней сказано, что первые международные соревнования по мотоспорту в Советском Союзе прошли в 1955 году. Это ошибка! Первые международные мотоциклетные соревнования в СССР прошли годом ранее – в сентябре 1954 года на станции Планерная в Московской области с участием гонщиков СССР, Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии, ГДР. Гонщики СССР одержали победы в четырёх классах мотоциклов: в классе 125 куб. см среди женщин – Нина Сусова-Михеева, в классе 350 куб. см – Николай Севастьянов, в классе 750 куб. см – Виктор Пылаев и в классе 750 куб. см с коляской (экипажи) – Генрих Вартаньян и Виктор Каржавин. Следующая ошибка. В программке сказано, что на «Завадовке» было проведено две Всесоюзные спартакиады по техническим и военно-прикладным видам спорта и указаны годы – 1965 и 1967. Так вот, автор той программки не учёл, что первый мотокросс на трассе «Завадовка», что прошёл в мае 1961 года, тоже проводился в рамках II Всесоюзной спартакиады. Таким образом, на «Завадовке» до 1968 года было проведено не две, а три спартакиады – II-я, III-я и IV-я! Ошибочно указан и год проведения III спартакиады – 1965. Да, III Всесоюзная спартакиада проводилась на протяжении двух лет – в 1964 и 1965 годах, НО!!! В Кировограде на трассе «Завадовка» первенство СССР по мотокроссу (в то время назвали первенство, а не чемпионат), которое входило в зачёт III Всесоюзной спартакиады по техническим и военно-прикладным видам спорта, прошло не в 1965 году, как ошибочно указывает автор упоминаемой программки, а в 1964 году! Об этом есть статья «Резервы» в журнале «За рулём» № 11 за 1964 год. Вот выдержка из этой журнальной статьи (цитата): «Вручение первых медалей чемпионов СССР 1964 года по мотокроссу посчастливилось увидеть жителям Кировограда, горячим приверженцам мотоспорта. Сорок тысяч человек пришло на трассу, где состязалось 135 участников – мужчины в классе 125 куб. см, юноши - 125 куб. см и 175 куб. см и женщины – 125 куб. см». Те соревнования оказались судьбоносными для Леонида Николаевича Чёрного, в своё время немало сделавшего для развития мотоспорта в Кировограде. К сожалению, его уже нет среди живых. На трассе «Завадовка» он стал чемпионом СССР 1964 года в классе мотоциклов 125 куб. см среди мужчин и в параллельном зачёте – чемпионом III Всесоюзной спартакиады по техническим и военно-прикладным видам спорта. До этого его высшим достижением была бронзовая медаль в чемпионате Советского Союза в 1962 году в этой же кубатуре. После того мотокросса на «Завадовке» в 1964 году, председатель Кировоградского областного комитета ДОСААФ Степан Семёнович Швец – не просто увлечённый человек, а настоящий патриот и большой подвижник досаафовского спорта – предложил Леониду Чёрному должность тренера в областном центре. И тот согласился. Леонид Чёрный завершил службу в Группе советских войск в Германии (ГСВГ) и переехал в Кировоград. Начиналась новая эра в мотоспорте Кировоградской области…
И последнее. Иногда нахожу в Интернете свои материалы, особенно на форумах, которые размещены там без моего разрешения (это уж ладно!) и даже без указания автора (а вот это – плохо!), что является грубейшим нарушением авторского права. Я для того и публикую свои статьи по истории авто- и мотоспорта, чтобы они служили людям, НО!!! Прошу давать соответствующие ссылки на мои материалы. На эту публикацию тоже распространяется авторское право – © Copyright, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не забывайте этого, друзья!
Некоторые имеющиеся у меня артефакты я сканировал и предлагаю вам их посмотреть. Привожу также историческую справку, относящуюся к теме данной публикации.
Историческая справка
Результаты первенства СССР по мотокроссу 1962 года в классе 125 куб. см среди мужчин (первая тройка)
1 место – Юрий Агеев (Ковров), мотоцикл К-58СК
2 место – Александр Яковлев (Ковров), мотоцикл К-58СК
3 место – Леонид Чёрный (ГСВГ), мотоцикл К-55С1
Результаты первенства СССР по мотокроссу 1964 года в классе 125 куб. см среди мужчин (первая тройка)
1 место – Леонид Чёрный (ГСВГ), мотоцикл «Ковровец-125СК»
2 место – Юрий Агеев (Москва), мотоцикл «Ковровец-125СК»
3 место – Геннадий Жданов (ГСВГ), мотоцикл «Ковровец-125СК»
Примечание: Юрий Агеев выступал то за команду «Труд» из Коврова, то за команду Москвы (в 1964 году предположительно за «Трудовые резервы»), то за Группу советских войск в Германии (ГСВГ) на лично-командном первенстве Вооружённых Сил СССР 19-22 сентября 1968 года в Кировограде на трассе «Завадовка» в классе 175 куб. см под стартовым номером 16. Леонид Чёрный и Геннадий Жданов в 1964 году были одноклубниками и вместе служили в Германии. В Интернете встречается информация, что занявший 3 место в первенстве СССР по мотокроссу 1964 года в классе 125 куб. см среди мужчин Геннадий Жданов представлял город Подольск. Это ошибочная информация. На лично-командном первенстве Вооружённых Сил СССР 19-22 сентября 1968 года в Кировограде на трассе «Завадовка» Геннадий Жданов, как и ранее, представлял ГСВГ в классе 125 куб. см под стартовым номером 6.
Чемпионы III Всесоюзной спартакиады по техническим и военно-прикладным видам спорта
Женщины в классе мотоциклов 125 куб.см – Валентина Лукина (Ростов-на-Дону)
Юноши в классе мотоциклов 125 куб. см – Владимир Погребняк (Киев)
Юноши в классе мотоциклов 175 куб. см – Юрий Варабин (Ковров)
Мужчины в классе мотоциклов 125 куб. см – Леонид Чёрный (ГСВГ)
Мужчины в классе мотоциклов 175 куб. см – Виктор Арбеков (ЦСКА Москва)
Мужчины в классе мотоциклов 350 куб. см – Игорь Григорьев (СКА Львов)
Примечание: Валентина Лукина позже выступала под фамилиями Лукина-Коноба и Коноба. После завершения выступлений она долгое время работала тренером по мотокроссу в системе профессионально-технического образования «Трудовые резервы» в Ростове-на-Дону.
Вячеслав Чебышев, заслуженный тренер Украины, мастер спорта