Вячеслав Чебышев - Отрывок из книги
Но главной трассой и нашей гордостью является «Вербовая Лоза» – Мекка автомотоспорта. Пишу эти строки зимой 2013 года, а уже весной трассе исполнится 45 лет. Я был участником первой пробной тренировки на «Вербовой Лозе» весной 1968 года. Расскажу о тех событиях более подробно. Кроссовые мотоциклы наш мотоклуб получал из Кировограда. Их никогда не было в изобилии. Леонид Николаевич Чёрный – тренер кировоградцев – был в этом плане скупым человеком и практически всю лучшую технику оставлял в областном центре, где ставка делалась исключительно на мотокросс и многодневные соревнования. Нам же доставались крохи, ведь приоритетными для Александрии, как решили в Кировограде, были другие дисциплины мотоспорта – шоссейно-кольцевые и ипподромные мотогонки, спидвей, ледовый спидвей и мотокросс на мотоциклах с коляской, где александрийцы всегда добивались феноменальных результатов.
Но и в мотокроссе, и в многодневке мы громко заявляли о себе. Поэтому, примерно к 1968 году, и в городе над Ингульцом уже было несколько конкурентоспособных на то время мотоциклов «ЧЗ» производства завода в Страконице (Чехословакия). Кроме того, было немало кроссовых мотоциклов «ИЖ» и «Ковровец». Но если для последних трасса на Войновке у мебельной фабрики была более-менее подходящей, то «Чезетам», как называли мотоциклы «ЧЗ», там развернуться было негде. Мотоциклы с такой классной характеристикой двигателя и отличной амортизацией нуждались в длинных и скоростных трассах с трамплинами, спусками, подъёмами, серпантинами виражей… Всё это и обусловило необходимость поисков новой современной трассы мотокросса в нашем городе.
Анатолий Мефодиевич Лагутин на клубном дорожном чёрном мотоцикле MZ-300 (объём двигателя составлял 300 куб.см), производства ГДР (Германской Демократической Республики), который очень любил, «мотался» в поисках возможной трассы. Он и «положил глаз» на пересечённую местность на околице города за посёлком (теперь это микрорайон) Победа. На тренировки мы добирались, как говорится, своим ходом – на кроссовых мотоциклах. Но если трасса на Войновке была недалеко от мотоклуба, то на «Вербовую Лозу» путь был значительно длиннее. Нам это было на руку! Ведь проезжая такой долгий маршрут, мы привлекали внимание многочисленных земляков (кроссовые мотоциклы были очень шумными из-за специальных выхлопных труб без шумоподавляющего наполнителя) и гордость от самого этого факта нас просто «распирала» !
Начальником Госавтоинспекции (ГАИ) города в то время был отец моей одноклассницы Елены Рубис. Мужик он был суровый, но с ним без проблем договорился наш тренер о том, чтобы мы без замечаний со стороны ГАИ могли добираться до трассы и обратно. Вопросов с этим не было по одной простой причине. Мефодиевич был суперспецом в мототехнике. Так вот, все мотоциклы К-750, которые были у милиционеров на службе, настраивал и ремонтировал именно он. Понятно, что делал он это в обмен на лояльное отношение гаишников к своим спортсменам, которые, случалось, при езде по улицам города переходили грани дозволенного, особенно в плане скоростного режима. А иногда мы – молодые и лихие парни-экстремалы – откровенно чудили, проезжая в центральной части города на заднем колесе немалое расстояние на глазах своих земляков на белой спортивной «Яве-Канаде», что в клубе выполняла функции «хозяйки» – мотоцикла для решения хозяйственных задач – поездок по делам на заводы, автотранспортные предприятия (АТП) и т.п. Одним словом, – гонщики !
Очень интересный нюанс, о котором мало кто помнит. В то время езда на мотоцикле не предусматривала обязательное наличие шлема. Это правило ввели уже в конце 60-х годов прошлого века. Так вот, гонщики нашего клуба, чтобы как-то выделяться из толпы, или, как сейчас говорят, для понтов, ездили по дорогам в шлемах, которые имели для занятий спортом. Но когда ввели обязательную езду в шлемах, александрийские мотогонщики перестали их одевать! Игнорировали это правило, опять же, по указанной выше причине! Уж очень сильно хотелось нам быть узнаваемыми в своём любимом городе, поэтому и шли на нарушения. И нас действительно знали многие жители Александрии. Помню, Мефодиевич на своём любимом «Мцете», так называли мотоциклы MZ (МЦ), ездил не в шлеме, а в шахтёрской каске. В то время шахты в городе работали на полную мощность, и каску тренеру подарил кто-то из его знакомых шахтёров. Ездить в шахтёрских касках строго запрещалось, НО!!! Мефодиевич у гаишников был в большом авторитете и почёте, поэтому они закрывали глаза на это вопиющее нарушение со стороны нашего легендарного тренера. Удивительным было то время… Может потому, что я был тогда молодым…
Но продолжу рассказ о «Вербовой Лозе». Кстати, название трасса позаимствовала у населённого пункта Вербовая Лоза (таковым он был до административно-территориальной реорганизации 1971 года). А в народе этот район называют «Забалка», потому, что он действительно находится за огромной балкой, которая существует на Победе и поныне. На первую пробную тренировку поехали: наш тренер Анатолий Мефодиевич Лагутин, ещё один тренер и одновременно сильнейший гонщик Украины Владимир Иванович Куприенко, Виталий Грабовец по прозвищу или, другими словами, по кличке Горобец, Виктор Шарковский – Шарик, Владимир Грузин – Грузин и автор этих строк – Чеба. В следующих тренировках участвовали и другие наши ребята – Юрий Зименков – Хальман (по фамилии четырёхкратного чемпиона мира по мотокроссу шведа Торстена Хальмана), Николай Осиченко – Осыка, Эдуард Александров – Губа, который только-только демобилизовался из армии, где служил в Забайкальском военном округе в спортивном клубе армии (СКА) в городе Чите. Эдуард Александров (родился 16.05.1947 в городе Вележ Смоленской области) служил вместе с перворазрядником Сергеем Тарабанько, который впоследствии стал четырёхкратным чемпионом мира по ледовому спидвею в личном зачёте и трёхкратным в командном – в составе сборной СССР.
Опережу события, чтобы рассказать вот о чём. Если бы в 1970 году я бы не поступил в Днепропетровский горный институт имени Артёма, то служил бы в Бакинском военном округе в СКА в городе Баку у известного в СССР тренера Вазгена Алексаняна. Раскрою секрет. В Кировограде на трассе «Завадовка» 19-22 сентября 1968 года проходило лично-командное первенство Вооружённых Сил СССР по мотокроссу. Как организаторам этих соревнований, в личном зачёте в них разрешили участвовать гонщикам Кировограда и Александрии. Для них Леонид Чёрный на «Завадовке» провёл короткие УТС (учебно-тренировочные сборы). У меня ещё не было «прав», поэтому в гонке я не участвовал, но на сборы Леонид Николаевич меня вызвал. Я ездил на хорошем «Ковровце» с объёмом двигателя 175 куб.см. и показывал на кировоградской трассе неплохое время на круге, как для юноши. На гонку из Баку приехал и Вазген Алексанян со своими спортсменами. Наш Мефодиевич, которого любя мы ещё называли уменьшительно-ласкательно Мефоша, и Вазген были по жизни большими друзьями. Мой тренер и замолвил за меня словечко, что, мол, если суждено Славе Чебышеву служить в армии, то хорошо бы было, если бы это был СКА Баку. Помню как Мефодиевич и Вазген Алексанян устроили мне «смотрины». Я лихо пронёсся пару-тройку кружков по «Завадовке». Оба тренера остались мной довольны и пожали друг другу руки. Сделка состоялась! НО! Я поступил в институт. И хотя я целые дни проводил в мотоклубе, это не мешало учёбе. Школу я закончил без единой тройки. Без троек завершил учёбу и в институте, а последние два курса вообще был круглым отличником. Это отчасти парадоксально, ведь обычно спортсмены не очень-то дружат с учёбой. Сам себе удивляюсь. Мне и сегодня приятно просматривать свой «Аттестат о среднем образовании» и приложение к диплому ВУЗа – выписку из зачётной ведомости, а по простому – «вкладыш».
…Помню, как Анатолий Мефодиевич Лагутин и Владимир Иванович Куприенко прошли по бездорожью пешком, прокладывая возможный будущий маршрут спортивной трассы «Вербовая Лоза». На это ушло довольно много времени. А мы нервничали, ведь сильно хотели «прохватить» на «мотике» по этим косогорам! Первым на малой скорости на «Чезете» накатывать конфигурацию трассы выехал Владимир Куприенко. Мы медленно двинулись за ним, стараясь не отклонятся от его траектории. Это было важно, потому, что под будущей трассой находились заброшенные выработки Александрийской шахты № 2-3 угольно-топливного комбината треста «Александрияуголь» (это точное полное официальное название 1960 года). Поэтому земля постоянно проседала и где, скажем, вчера была ровная поверхность, сегодня могла оказаться трещина в земной коре довольно больших размеров, которая несла серьёзную угрозу гонщикам. Забегая наперёд, скажу, что однажды я после прыжка с трамплина приземлился в такой трещине, которой накануне (на предыдущей тренировке) не было. Я с мотоциклом расклинился в ней и получил незначительный ожог от выхлопной трубы, что проходила верхом, и на которой я не успел сделать специальное защитное устройство, называемое нами «холодильником». Меня не без труда вытянули местные ребята, которые не пропускали ни одной нашей тренировки и знали всех нас в лицо и по нашим кличкам. Спасибо им, а то у меня мог бы быть серьёзный ожог… Пробная тренировка была долгой по времени. Владимир Куприенко всё «нащупывал» и «нащупывал» необходимую конфигурацию и первым прокладывал след для нас. Иногда он менял траекторию по разным причинам – наличие провалов в земле, очень простые или наоборот – очень сложные участки для мотокросса и тому подобное.
Та трасса 1968 года и сегодняшняя «Вербовая Лоза» – это большая разница. Трассу разрезали два дренажных канала идущих под острым углом один к другому. Их нам приходилось перепрыгивать на мотоциклах. Болотистой местности, благодаря этим каналам, в то время не было, так как вода не застаивалась, а текла по ним в близлежащий водоём. Трасса уходила далеко в направлении посёлка Димитрово. Там, значительно позже, была насыпана высокая земляная дамба, которую укрепили бетонными плитами, проложили по ней дорогу и создали водоём разреза «Верболозовский», а рядом с ним горожане обустроили так называемые дачи. А в то время это был один из самых скоростных участков нашей новой трассы мотокросса и пролегал он вдоль дороги Александрия – Димитрово, но на значительном расстоянии от неё (в 50-60 метрах). В месте, где сейчас находится АЗС (автозаправочная станция) был очень крутой спуск. Это мы его «накатали» где-то на второй или третьей тренировке. Он был отдельным элементом и не входил в конфигурацию трассы. Спуск был настолько крутым, по сути, обрывом, что съезжая, мы перемещались буквально на заднее крыло мотоцикла, чтобы не опрокинуться. Такой баланс массы помогал нам преодолевать это препятствие. Честно скажу, что было страшновато, ведь этот элемент действительно был опасным. Но, с неимоверным упорством отрабатывая его, мы становились смелее и увереннее в себе. Спасибо тебе, Мефодиевич! Однажды именно на этом крутом спуске упал Эдик Александров и поломал ногу. Он долго ходил в гипсе… Вы думаете, это нас остановило? Как бы ни так! Мы с ещё большим упорством «шлифовали» и «шлифовали» этот элемент!..
И такой занимательный факт. Мы «накатывали» трассу по естественному рельефу не прибегая к помощи грейдера, трактора или экскаватора. Как говорится, сам Бог велел, чтобы трасса была именно в том месте, где она и находится вот уже 45 лет! На участке, что выбрал Анатолий Мефодиевич под трассу, уже были естественные спуски, подъёмы, террасовые спуски и подъёмы, трамплины. А те ручьи-канавы или, другими словами, дренажные каналы, которые я упоминал, мы преодолевали в прыжке на мотоцикле на высокой скорости. Это было здорово! Перепрыгивать на мотоцикле приходилось и трубу (видно на старой фотографии плохого качества из моего архива), которая была вкопана в землю, а её конец выходил на поверхность. Из неё постоянно вытекала вода и стекала в центральную часть естественного амфитеатра нашей новой трассы и далее в дренажный канал. Эта технологическая труба какого-то предприятия города находилась на подъёме в юго-западной части трассы. Узкие трассы гонщики называют «козьими тропами». Первое время и наша трасса была очень узкой. Да и окончательный вариант её был выбран не сразу. Однако уже скоро наши тренеры – Анатолий Лагутин и Владимир Куприенко – окончательно определились с её конфигурацией, эксперименты в этом плане были закончены, и мы стали полноценно тренироваться каждую среду и субботу на этой трассе.
А уже 17-18 августа 1968 года на «Вербовой Лозе» были проведены первые официальные соревнования. Это был республиканский мотокросс, посвящённый памяти С.М.Кирова. До этого мотокросс на приз С.М.Кирова, традиционно проводился в Кировограде. И первая такая гонка прошла на «Завадовке» 26-27 октября 1963 года. Забегая наперёд, скажу, что вскоре эти соревнования были включены во всесоюзный календарь и приобрели статус соревнований всесоюзного ранга. Все заботы по подготовке той гонки легли на плечи Николая Яковлевича Кучая – начальника автошколы, который руководил ею не один десяток лет. Вот тогда-то на «Вербовой Лозе» поработала техника, чтобы расширить трассу, да и вообще привести её в соответствие с существующими «Правилами соревнований по мотоциклетному спорту».
Поскольку это были первые официальные соревнования на «Вербовой Лозе», сообщу некоторые подробности. Из нашей области в них участвовали следующие гонщики. В классе 350 куб.см александрийцы – мастер спорта Владимир Куприенко (стартовый номер 10, командный зачёт), кандидат в мастера спорта Виталий Грабовец (стартовый номер 37, личный зачёт), перворазрядник Николай Осиченко (стартовый номер 38, личный зачёт). В классе 250 куб.см кировоградцы – кандидаты в мастера спорта Николай Бильбаченко (стартовый номер 10, командный зачёт) и Владимир Рудой (стартовый номер 36, личный зачёт). В классе 175 куб.см среди мужчин участвовали кировоградцы – почётный мастер спорта (одно время в СССР присваивали такое звание тем, кто в течение пяти лет подтверждал норматив мастера спорта, но потом его упразднили) Леонид Чёрный (стартовый номер 10, командный зачёт) и перворазрядник Сергей Чудинович (стартовый номер 35, личный зачёт). Для Сергея это был второй мотокросс в жизни. До этого он дебютировал в Луцке на зимнем первенстве УССР по мотокроссу, в котором участвовал и александриец Владимир Сушин. В той гонке в Александрии Сергей Чудинович выполнил норматив кандидата в мастера спорта, что можно расценивать как несомненный успех начинающего гонщика. В классе 175 куб.см среди юношей участвовали александрийцы, имеющие первый юношеский разряд, Виктор Шарковский (стартовый номер 32, личный зачёт) и Юрий Зименков (стартовый номер 33, личный зачёт), а также кировоградец со вторым юношеским разрядом Николай Мерещенко (стартовый номер10, командный зачёт). Скажу, что у Николая есть младший брат – Виктор Мерещенко. Он, как и я, на тот момент не имел «прав», хотя вместе со мной и всеми другими названными выше спортсменами участвовал в УТС перед этой гонкой (об этом вы прочтёте ниже). Помню, что вместе с Виктором Мерещенко мы сильно переживали за наших спортсменов и горячо поддерживали их на трассе.
В первый день соревнований (в субботу 17 августа 1968 года) выступали юноши и взрослые в классе 250 куб.см. Николай Мерещенко занял 8 место, а Виктор Шарковский – 13 место. В классе 250 куб.см Николай Бильбаченко в итоге был четвёртым.
Во второй день гонки первыми на старт вышли мужчины в классе мотоциклов с объёмом двигателя 175 куб.см. Здесь упорная борьба развернулась между мастером спорта из Киева Борисом Погановским, представлявшим Киевскую область, кандидатом в мастера спорта из СКА города Львова Владимиром Овчинниковым и кировоградцем Леонидом Чёрным. В итоге Борис Погановский занял первое место, Владимир Овчинников – второе, а Леонид Чёрный – третье. В классе 350 куб.см неудача постигла нашего Владимира Куприенко, выбывшего из борьбы из-за поломки мотоцикла. Но александрийские болельщики всё же получили свою порцию позитива, ведь первое место в этой группе участников занял коренной александриец и воспитанник Александрийского АМК ДОСААФ двадцатиоднолетний мастер спорта Станислав Комлик (стартовый номер 28), который выступал за СКА города Львова, где проходил службу! В книге есть фото из архива Станислава Комлика, сделанное в тот победный для него день 18 августа 1968 года на «Вербовой Лозе», где он стоит с мотоциклом в окружении александрийских болельщиков. Крайний справа на этой фотографии Владимир Подпаринов по кличке Цыган – один из подвижников картинга в Александрии. В первых официальных соревнованиях на «Вербовой Лозе» в классе 175 куб.см среди мужчин участвовал и военнослужащий СКА города Львова – александриец и кандидат в мастера спорта Владимир Сушин. Однако он не вошёл в число призёров. Возможно потому, что у него был стартовый номер 13. Сами понимаете, чёртова дюжина! В командном зачёте победу одержала команда Киевской области, второе место заняли гонщики Полтавской области, а третье место завоевала команда Луганской области. Команда Кировоградской области довольствовалась пятым местом.
Расскажу о том, о чём мало кто знает. За две недели до первой гонки на «Вербовой Лозе», тренер из Кировограда Леонид Николаевич Чёрный, который был тренером областной сборной команды по мотокроссу, организовал учебно-тренировочные сборы (УТС) в Александрии. В них принимали участие лучшие мотокроссмены областного центра и практически все гонщики из нашего города. Здесь нужно отметить вот что. На тот момент у меня не было удостоверения водителя мотоцикла, которое в народе называют «правами», поскольку мне ещё не было шестнадцати лет. Но Мефодиевич допускал меня и некоторых других 14-15-летних ребят к тренировкам. Он брал на себя ответственность и за то, что мы, не имея «прав», добирались на тренировки и обратно на кроссовых мотоциклах. Слава Богу, что за всю историю мотоспорта не было ни одного инцидента с нашими ребятами в описанных выше ситуациях. Так вот, я сильно переживал, что Л.Н.Чёрный, из-за отсутствия удостоверения водителя мотоцикла, не допустит меня к УТС. К счастью, этого не произошло, и я полноценно тренировался вместе со всеми спортсменами на «Вербовой Лозе». Главными моими спарринг-партнёрами на УТС были братья из Кировограда Николай (старший) и Виктор Мерещенко. Насколько я владею информацией, они не достигли вершин в спорте и прекратили занятия. Ходили слухи, что из-за конфликта с тренером – Леонидом Николаевичем Чёрным.
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) отлично финансировалось по линии богатого Министерства обороны СССР. Поэтому на описываемые сборы были выделены немалые деньги – советские рубли. Даже мы – местные гонщики – были обеспечены трёхразовым питанием – по специальным талонам на довольно крупную сумму – в ресторане «Лужок», который был в то время в «Лугопарке», что возле стадиона «Шахтёр». Этот парк несколько раз переименовывали («Строитель», «Шахтёр», имени Т.Г. Шевченко). Очень любили горожане и «Лугопарк», и ресторан «Лужок». Это было деревянное здание типа большой застеклённой веранды. Вот здесь мы и питались. Позже на этом месте был кондитерский цех, но у меня, когда бываю в этом парке, до сих пор перед глазами тот деревянный «Лужок» с его вкусной пищей и нешумными беседами постоянных посетителей… Добавлю к сказанному, что сейчас на месте «Лужка» находится комплекс зданий из кирпича, мягко говоря, отвратительнейшей архитектуры и ужасного вида. Печально… Не бережём мы свою историю…
Первый мотокросс на нашей новой трассе прошёл очень успешно. «Вербовая Лоза» понравилась гонщикам, тренерам, судьям и присутствовавшим на гонке функционерам из Киева. С тех пор она стала главной ареной борьбы за Кубок Украины. Проводились и проводятся на ней и другие престижные соревнования по мото-, а позже – по автокроссу и гонкам на выживание. Здесь же, во время открытия соревнований на приз С.М.Кирова 29 апреля 1989 года, состоялось чествование ветеранов мотоспорта Александрии, приуроченное к 35-летию городского мотоклуба, которое организовал автор этих строк при поддержке местной власти. Тогда в едином строю стояли гонщики нескольких поколений, внесшие наибольший вклад в развитие мотоспорта в нашем городе, в области и в Украине. Это Анатолий Лагутин, Виктор Пирогов, Иван Карабовский, Виктор Нестеров, Дмитрий Щепинский, Владимир Куприенко, Станислав Комлик, Владимир и Людмила Сушины, Николай Осиченко, Владимир Грузин, Владимир Шульга, Фёдор Проценко, Эдуард Александров, Олег Котенко, Сергей Кучай, Олег Флоринский, Виктор Чмырь, Василий Сыромятников, Олег Пирог и автор этих строк. В то время Д.Щепинский жил в Одессе, В.Грузин – в Киеве, О.Котенко – в Воркуте. Они специально приезжали в свой родной город на торжества по случаю юбилея клуба. К сожалению, не было в этом строю мастера спорта Анатолия Куприенко, рано ушедшего из жизни, мастера спорта Виталия Грабовца и перворазрядника Сергея Кобзаря. Виталий Грабовец и Сергей Кобзарь трагически погибли, разбившись на мотоциклах (не во время соревнований)… Всем ветеранам были вручены ленты «Ветеран мотоспорта Александрии», почётные грамоты горкома ДОСААФ и ценные подарки спонсоров. К этому юбилею клуба, у своего друга Айвара Цауне из города Сигулда (Латвия), я заказал специальные очень красивые наклейки, два экземпляра которых до сих пор хранятся в моём домашнем архиве. В то время наклейки в СССР были в диковинку. Александрийцы и в этом плане обгоняли время. Знай наших!
Мой рассказ о нашей трассе будет не полным, если не сказать о тех метаморфозах, что происходили с ней за 45 лет её существования. Но начну вот с чего. В 1970 году я поступил в Днепропетровский горный институт имени Артёма, а после его окончания (в 1975 году) работал в Донбассе – в городе Ровеньки Ворошиловградской (в то время) области, где тоже занимался мотокроссом. В свой родной город вернулся в ноябре 1986 года и с тех пор взял опеку над «Вербовой Лозой». Трасса к гонкам готовилась при непосредственном участии Александрийской образцовой автошколы ДОСААФ (название того времени). Она всегда была подготовлена качественно и в нужные сроки, НО! Поскольку для автошколы это была, так сказать, «обязаловка», работы выполнялись без особого энтузиазма и без творческого подхода.
В то время требовалось иметь на виражах, трамплинах и на других участках трассы, по обе её стороны, закопанные на половину в землю использованные автомобильные покрышки. Силами курсантов автошколы эта работа была проделана в самом начале эксплуатации «Вербовой Лозы». Потом курсанты лишь белили известью эти покрышки перед каждой гонкой. Грейдер расширял трассу и убирал неровности, устанавливалась стартовая машина, ограждение предстартового парка и т.д. Это был стандартный вид и объём работ. Не менялась и конфигурация трассы. При этом новые тенденции в мотокроссе абсолютно не учитывались. Наша трасса перестала отвечать современным веяниям в спорте смелых – большой скорости кроссовых мотоциклов, длинным и высоким прыжкам на них и т.п. Устранить этот недостаток, и взялся автор этих строк по возвращению в свою родную Александрию.
При поддержке местной власти и при помощи различных организаций – «Дорстрой», завод ЖБИ, Управление по рекультивации земель, разрез «Верболозовский» – мне удалось сделать трассу отвечающей всем последним требованиям мотокросса. Были демонтированы покрышки, представляющие реальную угрозу для гонщиков, изменена конфигурация трассы, при этом она стала длиннее и шире, из завезенной земли были сделаны отличные трамплины. Часть площади удалось отвоевать у болота, и там пролёг отрезок трассы. Была сделана главная трибуна, установлены электрические опоры и проложены провода для обеспечения громкоговорящей связью проводимых соревнований, расчищен дренажный канал, который с помощью бетонных труб большого диаметра (выделенных хорошо работавшим в то время разрезом «Константиновский») был соединён с болотом… Естественный рельеф трассы тоже стал использоваться по максимуму, да так, что он весьма гармонично сочетается с искусственными трамплинами. Словом, был проделан колоссальный объем работ по реконструкции «Вербовой Лозы».
В 2007 году меня осенила идея – сделать в заболоченной части специальные арыки для орошения трассы. Для этого с помощью экскаватора в пяти местах болота были прорыты глубокие, но не очень длинные каналы. Они сами заполняются водой. Дебет у них достаточный для полного качественного полива всей трассы. Кстати, для полива используются мотопомпы ВГСЧ (Военизированная горноспасательная часть), которая базируется на Победе, а полив, всю ночь перед гонкой и во время технологических перерывов в соревнованиях, производят бойцы этого подразделения МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям).
Уж коль упомянул болото, остановлюсь на этом подробнее. Я уже писал, что изначально на трассе было два дренажных канала – две траншеи глубиной около полутора метров и шириной от полутора до двух с половиной метров. Одна дренажная траншея шла условно вдоль дороги на Димитрово, а вторая – под острым углом к первой траншее – от дальних южных склонов спортивной трассы в направлении этой же дороги до места слияния этих каналов. А соединялись они в один канал неподалёку от нынешней АЗС. По этому объединённому каналу вода и уходила в большой водоём, что находится неподалёку от «Вербовой Лозы».
Когда меня не было в городе, а это пять лет учёбы в Днепропетровске и одиннадцать лет работы в Донбассе, тот канал, что шёл от дальних южных склонов спортивной трассы в направлении дороги на посёлок Димитрово, был полностью засыпан. На фотографии 1968 года из моего архива, что помещена в книге, видно, как я на мотоцикле перелетаю именно через тот канал, которого уже давным-давно нет. Второй дренажный канал (условно идущий вдоль дороги) за долгие годы без расчистки – сильно обмельчал из-за большого количества мула. При отсутствии по этой причине эффективного дренажа, территория в центральной части естественного амфитеатра трассы была, увы, заболочена.
Но это не единственная беда «Вербовой Лозы». В газете «Олександрiйський тиждень» за 20 января 2000 года была опубликована моя статья с красноречивым названием: «Красавица «Вербовая Лоза» превращается в огромное болото и стихийную свалку мусора». Приведу несколько отрывков из неё. Цитата первая: «Теперь фактически мы имеем отличные трассы для автокросса и гонок на выживание, две трассы мотокросса – для мальчиков (малый круг) и для взрослых (большой круг). Все они находятся в одном месте, но не мешают друг другу. В этом и заключается уникальность нашего комплекса спорта и отдыха «Вербовая Лоза». Более того, если тщательно очистить от ила и камыша заболоченное озеро и дренажные каналы, облагородить берега и посадить здесь деревья и кустарники, получится великолепное место отдыха для горожан и жителей района. А в зимнее время озеро могло бы служить естественным катком. Кстати, родники на «Вербовой Лозе» остались в своём первозданном виде и дачники до сих пор берут из них чудесную ключевую воду. Опять же, склоны трассы зимой можно использовать для катания на лыжах и санках. Ну, а летом проводить гонки на выживание, соревнования по плаванию, вело-, мото- и автокроссу. Можно организовать конную выездку. Благо любители конного спорта есть в нашем городе и районе. Словом, «Вербовая Лоза» должна жить полноценной жизнью» (Конец цитаты). Комментарии, как говорится, излишни. Но вот что добавлю. Эта публикация относится к 2000 году, поэтому в ней не указана ещё одна трасса, которую я «вписал» в 2002 году в уже имеющиеся на «Вербовой» (сокращённое название «Вербовой Лозы»). Она предназначена для мотокросса на мотоциклах с коляской (международный термин – sidecar). А дело было так. В 2002 году спортивный клуб «Европа-кросс», который я основал в 1992 году, отмечал своё десятилетие. До этого все мотокроссы, что проводились на «Вербовой Лозе», были на одиночных мотоциклах, называемых в народе мотоциклы-одиночки (международный термин – solo). Я же решил впервые в истории города горняков провести мотокросс на мотоциклах с коляской (sidecar) и посвятить его 10-летию СК «Европа-кросс». Задумано – сделано! Для того чтобы тяжёлые мотоциклы с коляской не повредили главный трамплин на спуске в восточной части трассы, который мы называем «коронкой», я проложил трассу для sidecar в объезд этого трамплина. Всё получилось отлично! Никогда не забуду как делал этот участок трассы ещё и потому, что идя перед грейдером, за рулём которого был Александр Леонидович Кириленко – талантливый грейдерист из частного предприятия «Шляховик» (по русскому – «Дорожник») – и показывая ему направление будущей трассы, я потерял массивный и дорогой по стоимости золотой браслет. На вид надёжный замок незаметно для меня расстегнулся и браслет остался на «Вербовой». Вероятно, он и сейчас лежит там, засыпанный землёй…
Скажу, что тот первый на «Вербовой Лозе» мотокросс на мотоциклах с коляской, а это был первый этап официального чемпионата Украины, прошёл в воскресенье 24 марта 2002 года на ура. Были и заезды в «свободном» классе одиночных мотоциклов, что сделало соревнования ещё более насыщенными и зрелищными. После такого удачного дебюта, мотокросс на мотоциклах с коляской получил постоянную прописку на нашей уникальной трассе, однако в дальнейшем мы пустили sidecar по той же самой трассе, что и solo. Как оказалось, трассе для одиночных мотоциклов тяжёлые мотоциклы с коляской никакого вреда не приносят…
Цитата вторая: «Ну а пока «Вербовая Лоза» является зоной экологического бедствия – болото продолжает наступление на трассу, жители микрорайона Победа и дачники превратили её в мусорник, что ведёт к нарушению естественного природного баланса в этом районе города. Идёт самозахват земли под огороды и выпас скота непосредственно на проезжей части спортивных трасс. Нашим воровитым народом расхищается всё – провода линий электропередачи и громкоговорящей связи, бордюры, ограждения, лестничные марши и даже старые автомобильные покрышки. В Украине мало трасс, находящихся в черте города. «Вербовая Лоза» – одна из таких. По заключению главных тренеров молодёжной и взрослой национальных команд страны по мотокроссу, наша «Вербовая Лоза» на сегодняшний день является лучшей в Украине и входит в десятку современных спортивных трасс Европы. Необходимо спасать этот уникальный природный объект спорта и отдыха» (Конец цитаты). И здесь кое-что добавлю. За помощью в модернизации трассы, в первую очередь – финансовой, я неоднократно обращался к руководителям области, НО!!! Из Кировограда ПОСТОЯННО приходили отписки чистейшей воды! Обидно… Источники финансирования и исполнителей для приведения трассы в порядок, мне всегда приходилось искать самому. Огромное спасибо хочу сказать Владимиру Ивановичу Кущу, директору завода ЖБИ, на базе которого впоследствии было создано предприятие «Будконструкцiя» («Стройконструкция») и Ольге Михайловне Бондарь, которая на базе ранее упоминаемого мной «Дорстроя», где она была главным инженером, создала частное предприятие «Шляховик». Именно эти александрийцы внесли в развитие «Вербовой Лозы» огромный и неоценимый вклад.
Поработал с трассой и мастер спорта по автоспорту Сергей Борщ, который, к сожалению, очень рано – в 50 лет – ушёл из жизни. Именно благодаря его усилиям было перенесено место старта. Ранее стартовая прямая пролегала вдоль дороги на Димитрово (стартовая машина устанавливалась практически перпендикулярно к ней), а далее находилась гасящая скорость «шикана» – два идущих один за другим виража (левый и правый) в виде буквы «S». Таким путём гонщики, по специальному мосту через дренажный канал (из плит перекрытия от Владимира Куща), переезжали на основную часть трассы. Сергей Борщ перенёс место старта на площадку за упоминаемым дренажным каналом. Теперь стартовая прямая после плавного правого виража переходит в первый по ходу подъём в южной части. Сергей, так сказать, обозначил такую конфигурацию трассы, а доводить её «до ума» пришлось автору этих строк. Однажды принял участие в подготовке трассы к соревнованиям мастер спорта Дмитрий Скичко. Можно сказать, что самый красивый на трассе трамплин – «коронка» – его «изобретение». Свою лепту внёс и Владимир Крысько – создатель мотоклуба «Александрия». Он является автором трамплина, что расположен практически напротив главной трибуны. Но на постоянной основе трассой занимался лишь спортивный клуб «Европа-кросс» и автор этих строк. Такова правда жизни.
Ещё раз сделаю акцент на уникальности нашей трассы. Она заключается в том, что естественный амфитеатр «Вербовой Лозы» позволяет зрителю видеть все перипетии гонки практически с любой точки наблюдения за ходом борьбы. Живописный природный ландшафт, с чудесным водоёмом рядом с трассой, очень нравится не только отечественным, но и зарубежным гонщикам. Фактически «Вербовая Лоза» – это хитросплетение нескольких отличных современных трасс для гонок на выживание, авто- и мотокросса (как solo, так и sidecar). Эти трассы абсолютно не мешают друг другу. Ещё раз подчеркну, что уникальность красавицы-трассы «Вербовой Лозы» заключается и в гармоничном сочетании её природной тектоники (естественной части), с большими перепадами высот, что важно для классического мотокросса, с искусственными препятствиями – трамплинами. Совершенно неслучайно наша трасса является одной из лучших в Европе. Заявляю это уверено, так как вместе с гонщиками СК «Европа-кросс» и национальной сборной командой Польши, которую тренировал в 2003-2005 годах, побывал практически на всех лучших и известных трассах мотокросса Старого Света. Поэтому, сравнивая трассы Польши, Болгарии, Румынии, Чехии, Словакии, Словении, Германии, Бельгии, Голландии, Франции, Италии, Австрии, Швейцарии и других европейских стран с нашей «Вербовой Лозой», я и сделал такой вывод. Можете мне верить.
Продолжу воспоминания. Как я уже сообщал, тренировки в клубе были по средам и субботам. В то время года, когда световой день был длинным, они начинались в 17-18 часов. Так Мефодиевич давал возможность работавшим ребятам потренироваться после завершения рабочего дня. А когда темнеть начинало рано, тренировки начинались с 14-15 часов. Работавшие гонщики в этот период года участвовали только в субботних тренировках. Тренироваться на «Вербовой» нам нравилось и по той причине, что после их окончания мы дружной компанией заезжали на АЦЭС, где с удовольствием купались в тёплой воде и мыли на берегу свои кроссовые мотоциклы. За всем этим с интересом наблюдало огромное число наших земляков, особенно детворы. Ну, а мы, естественно, были очень довольны таким, как сейчас говорят, пиаром! АЦЭС – это аббревиатура от Александрийская центральная электростанция. Сейчас это предприятие полностью разграблено и фактически стёрто с лица земли. А в то время это было место паломничества горожан и жителей района, в первую очередь – мальчишек и девчонок. Точнее, не сама АЦЭС, а канал, по которому электростанция сбрасывала тёплую воду в водохранилище, находящееся рядом с «Вербовой Лозой». Сброс тёплой воды предусматривала существовавшая на тот момент на АЦЭС технология производства электроэнергии и тепла.
Написав эти строки, съездил на место бывшего канала. Его и сегодня (на февраль 2013 года) легко найти по сохранившейся бетонной конструкции (тоннелю), проложенной под дорогой, что рядом с бывшей АЦЭС. Жуткая картина! Полная разруха! А ведь раньше здесь кишма кишило и взрослых, и малышей, добиравшихся сюда кто во что горазд! Чаще всего, на рейсовых автобусах маршрутов «А» и «Б». Эти кольцевые маршруты соединяли город с посёлками Победой и Октябрьским. Маршруты «А» и «Б» пролегали по одному и тому же пути, но один маршрут был по часовой стрелке, а другой – против, то есть, автобусы этих маршрутов, а это были популярные в то время ЛАЗы, двигались навстречу друг другу. В это сложно сегодня поверить, но стоимость билета в то время была 5 копеек! Тёплая вода с АЦЭС подавалась в канал по низом проложенной в бетонной конструкции (тоннеле) трубе. Вода бурлила и постоянно поступала в канал, из которого и попадала в водохранилище. Да простит меня терпеливый читатель, ведь я отклонился от темы, НО!!! Это история нашего края и кто-то ведь должен рассказать потомкам о нашем прошлом…
Вячеслав Чебышев, заслуженный тренер Украины, мастер спорта
На снимке: Вячеслав Чебышев перелетает на мотоцикле дренажный канал. Первые тренировки на "Вербовой Лозе" (весна 1968 года)