Вторник, 26.11.2024, 16:35
MOTOCROSS-GUM
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
 :  Видео
 :  Форум

Разделы новостей
Анонс событий [899]
Продам мотоцикл [413]
Мотокросс MX [2929]
Суперкросс [1600]
Мотокросс АМА [1181]
Мотокросс Украина [659]
Мотокросс Россия [605]
Мотокросс Коляски [210]
Мотокросс Женщины [116]
Юноши и Дети [160]
Эндуро [338]
Ралли рейды [304]
ATV - UTV [206]
FMX-Мото X Games [264]
Питбайк [30]
Супермото [13]
Аварии и трюки [333]
Персоны - Мотокросс [201]
Фотоотчеты [57]
Экскурс в историю [86]
ТВ о Мотокроссе [5]
Мото-кино [35]
Физика для мотогона [16]
Советы вождения [13]
Техно рекомендации [46]
Новости мототехники [413]
Школа Мотокросса [116]
Авторская колонка [30]
Электронный журнал [75]
Спорт - медицина [137]
Экипировка [62]
Дом на колёсах [24]
Мото гаджеты [36]
Электробайк [61]
Концепты [17]
Снегоходы [4]
GPS-Навигаторы [6]
Разное [436]

Мини-чат

Главная » 2013 » Апрель » 20 » Экскурс в историю: Ветераны мотокросса - Жанна Цыганенко
Экскурс в историю: Ветераны мотокросса - Жанна Цыганенко
01:28
 
 
 
Мотогонки по пересеченной местности — удел сильных, смелых и выносливых молодых парней. Сегодня трудно себе представить молодую девушку в грубом комбинезоне, кирзовых сапогах с каской на голове, да еще за рулем гоночного мотоцикла. А я знал команду краснодонских мотогонщиков середины 50-х годов, в составе которой было несколько молодых девушек. Болельщики в шутку их называли «бабушками на метле».
 
Я хочу рассказать о Жанне Цыганенко, чье имя полвека назад было на устах многих любителей мотоспорта не только Краснодона, но и многих городов Украины, где проходили соревнования по мотокроссу.
 
Старожилы наверняка помнят как 55 лет назад, перед Днем шахтера в конце августа 1957 года, в Краснодоне впервые проводились соревнования по мотокроссу посвященного памяти героев «Молодой гвардии». В них принимала участие уже опытная, закаленная команда мотогонщиков нашего города. Мотокросс тогда вызывал среди краснодонцев огромный интерес и собирал в Климовской балке по несколько тысяч горожан. Соревнованиям предшествовали большие плакаты с призывом к болельщикам принять активное участие в проводимых мероприятиях. Яркие красочные объявления с программой соревнований расклеивались по всему городу на столбах, заборах, стендах или просто на стенах жилых домов.
 
Казалось, вся атмосфера города пропитана праздником мотокросса. С утра на площади, перед памятником героям Молодой гвардии застыла шеренга участников соревнования из многих уголков бывшего Союза. Заглушены моторы мотоциклов. Звучал гимн СССР. Право поднять флаг соревнований предоставлялся заслуженному мастеру спорта и молодому спортсмену школьнику — отличнику учебы. С напутственным словом выступали родители молодогвардейцев, руководители города. Затем у микрофона капитан команды обещал порадовать присутствующих и болельщиков самыми высокими спортивными достижениями. Через два часа за городом, в Климовской балке будет дан старт соревнованиям; команду-победительницу ждал переходящий приз музея Молодая гвардия. Самое активное участие в подготовке и организации соревнований принимали городской Совет, горком партии, горком комсомола, работники музея.
 
 
В Климовской балке
 
С раннего утра в сторону балки уже тянулись вереницы и группки краснодонцев и гостей города. Я, вместе с друзьями, приходил задолго до начала гонок, чтобы занять самые выгодные места: где и трассу видно хорошо, и ведущего, объявляющего участников заездов, отчетливо слышно. Уже к началу мероприятия все склоны балки были «оккупированы» расположившимися на них зрителями, предвкушающими предстоящее зрелище. Радостного настроения всем любителям спортивного праздника добавляла и погода: она дарила погожие солнечные деньки, благодаря чему это поражающее воображение зрелище было видеть еще приятнее.
 
И вот, наше ожидание закончилось — дан старт соревнованиям. Постепенно, от заезда к заезду напряжение и зрелищность гонок возрастали: все более опасными становились прыжки, преодоление препятствий и прохождение поворотов мотогонщиками. Группы мальчишек нетерпеливо перебегали от одного участка трассы к другому. Среди желающих посмотреть на экстремальное зрелище были и «матерые» любители мотокросса, и молодые поклонники гонок. На соревнованиях было много детворы, с восхищением смотревших на головокружительные трюки и прыжки мастеров мотоспорта. У каждого из нас были свои кумиры: Медков, Насонов, Фролов, Ченский, Ишков.
 
 
Жанна Цыганенко и Надя Коржова. 1952 год.
 
Особенно нас, ребят, восхищали и покоряли заезды спортсменок — девушек. Наверное, все мальчишки были влюблены в Жанну Цыганенко и Надю Коржову. То, что делали на трассе эти девчата, было не под силу даже мужчинам. Решительность, отвага, разумный риск и высокое спортивное мастерство поражали наше воображение. Каждый заезд девушек на мотоциклах для нас был маленьким праздником и дарил свой непередаваемый букет впечатлений, вызывая восторг даже у искушенных зрителей. Были слышны ободряющие крики болельщиков всякий раз, когда они проносились мимо нас, и затихали только между заездами, чтобы возобновиться в следующих…
 
Тогда казалось, что весь город пропитан атмосферой мотогонок: люди делились на тех, кто там уже был, и тех, кто только направлялся посмотреть заезды. Встречая знакомых, горожане оживленно обсуждали увиденное, спешили поделиться впечатлениями с теми, кто еще не был в балке в этот день. Зрелищность мероприятия и мастерство участников не оставили равнодушным никого. Наблюдая за мотоциклистами, горожане успевали отдохнуть, попить пива, отведать шашлыков, а некоторые, расположившись на траве, устраивали настоящие пикники.
 
 
Юная гонщица Жанна Цыганенко. 1951 год.
 
Буря зрительских эмоций стихала лишь после того, как ведущий объявлял о предстоящей церемонии закрытия соревнований. Но и после этого территория мотогонок не пустела: очень многие оставались, чтобы посмотреть награждение победителей.
 
В нас, мальчишках, мотокросс оставил неизгладимый след. Даже много дней спустя, собравшись на улице, мы продолжали обсуждать прошедшие соревнования. До хрипоты доказывали друг другу, кто был победителем в том или ином заезде или классе. Потом проводили собственные соревнования на велосипедах. Их приходилось подгонять под гоночные: переделывали руль, убирали багажники, укорачивали защитные крылья над колесами, цепляли на руль вырезанные из картона кружки с номером. Иногда между нами проходили даже мелкие потасовки из-за права повесить на свой велосипед номер победителя прошедшего мотокросса. А потом были сложные виражи и спуски, крутые подъемы по узенькой тропинке в ближайшей балке. На этих «соревнованиях» было все по настоящему: полученные синяки и шишки, погнутые велосипеды, выбитые спицы, лопнувшие оси колес. Но зато сколько было радости и гордости, что мной без страха пройдена вся «трасса» и я стал победителем или призером среди уличной детворы !
 
Мое первое очное знакомство с одной из спортсменок состоялось в далеком 1975 году, когда я перешел на работу в только что созданный информационно-вычислительный центр ПО «Краснодонуголь». На первой же планерке у директора я увидел… не поверите! – кумира моего детства, мотоциклистку Краснодонского спортивного клуба мотогонщиков, призера всесоюзных, республиканских и областных соревнований по мотокроссу легендарную Жанну Цыганенко. Рядом со мной сидела по-прежнему красивая, деловая, уверенная в себе женщина. Работала она здесь же в ИВЦ начальником отдела статистики. Ее фамилия теперь была Козина, и все величали ее не иначе как Жанна Карповна. Общая работа и время сблизило нас. Интересуюсь у Жанны Карповны судьбой другой гонщицы — Нади Коржовой. Она охотно рассказала, что та жива и здорова, только теперь по мужу она Афанасьева. Надежда Степановна работает здесь же, этажом ниже, ведущим инженером в планово-экономическом отделе…
 
 
Техника готовится к соревнованиям. 1955 год.
 
Незаметно в круговерти повседневных рабочих ритмов, проблем и заданий, выполнении общественных поручений, пролетели 20 лет. В середине девяностых, коллектив ИВЦ с грустью проводил Жанну Карповну на заслуженный отдых.
 
Последняя встреча с ней состоялась в начале октября 2012 года. Я с бывшими коллегами по работе пришел поздравить ее с юбилеем. Ветеран шахтерского труда и легенда краснодонского мотоспорта разменяла девятый десяток лет. Сидим в уютном домике по улице Быкова за чаем с тортом, искусно приготовленным самой именинницей. После ностальгических воспоминаний о прошлой работе, о сегодняшней жизни, тема разговора незаметно переходит к мотокроссу.
 
Жанна Карповна на минутку прерывает разговор и достает семейный альбом. Надо было видеть, как светились ее глаза, когда она брала в руки очередную фотографию. Ласково проводя по ней ладошкой, как бы сметая пыль времени, она внимательно всматривалась в лица и вспоминала...
 
 
После вкусного обеда в столовой шахты 2-бис. Второй ряд, третья слева - Жанна. 1957 год.
 
Мотоспортом начала заниматься в спортивном клубе «Шахтер» вместе с подружкой Надей, также студенткой Донецкого горно-обогатительного техникума. Первое знакомство с командой мотоциклистов Краснодона произошло в Москве, где проходили Всесоюзные соревнования за кубок министерства угольной промышленности. На этих соревнованиях были команды из всех угольных районов страны. Тогда Донецкая команда заняла почетное второе место. После ярких соревнований такого масштаба, где донецкие девчата на трассе творили чудеса, тренер краснодонской команды Павленко, там же в Москве, начал «сватать» Жанну и Надю в свою команду. В то время в составе краснодонских мотогонщиков не было женщин.
 
После окончания техникума в 1952 году, девушкам при распределении на выбор предложили два места работы: Кадиевка (ныне Стаханов) и Краснодон. Обе, не сговариваясь и не долго думая, согласились ехать в Краснодон. Поселились в общежитии шахты 2-бис, где девчатам предоставили работу в бухгалтерии шахты. Председатель ДОСААФ Михаил Кимов без колебаний зачислил их в команду мотогонщиков, где их встретили как старых знакомых.
 
Сегодня кажется невероятным, но в первых мотокроссах гонщики стартовали на серийных дорожных мотоциклах. Мужчины выступали на ИЖ-49, а Жанна Карповна с улыбкой вспоминает, каких усилий стоила ей подготовить к соревнованиям свой К-125 «Ковровец». В команде существовал неписаный закон, который выполнялся очень четко: каждый гонщик к предстоящим соревнованиям готовит свою машину своими силами. Только иногда ей на помощь приходили ребята. Для облегчения мотоцикла с него снимали все ненужные части — фары, сигналы, багажники, дорабатывали подвеску. Выпускные трубы, которые обычно располагались внизу, поднимали, чтобы не повредить их при падении. С них снимали глушители — за счет этого немного поднималась мощность мотора.
 
 
Разговор по душам перед соревнованиями. 1953 год.
 
Жанна Карповна с волнением держит в руках обложку общесоюзного военно-патриотического журнала «Военные знания» за сентябрь 1955 года с призерами республиканских соревнований по мотокроссу от Краснодона. Нежно перечисляет их имена: вот первый тренер Краснодонской школы ДОСААФ Иван Романович Павленко, члены команды Жора Медков, Коля Подшибякин, Федя Насонов, Коля Ченский, Коля Ишков, Н. Рогачев, А. Семинец, Ю Фролов. К сожалению, многих уже нет в живых. А в центре я узнаю юную Жанну.
 
На следующей фотографии опять команда в полном составе возле столовой шахты 2-бис, где их бесплатно кормили после удачных выступлений. Жанна Карповна откладывает ее в сторонку и продолжает рассказ. «В начале пятидесятых нам много приходилось экспериментировать, как с техникой, так и со снаряжением гонщика. Самим приходилось пилить, варить, отливать, клеить, шить спортивную амуницию и вообще «ваять» необходимые стальному коню вещи».
 
Уловив мой удивленный недоверчивый взгляд, Жанна Карповна показывает свои руки и смеется: «Не удивляйся! Этими руками сама и смазывала, и крутила гайки, регулировала и настраивала, и шила для себя спортивный костюм. А сколько приходилось применять смекалки, чтобы предохранить, к примеру, блок зажигания или карбюратор от воды. Ведь на трассе устраивались большие водные преграды. Залило водой зажигание или карбюратор – пиши победы не видать как собственных ушей! Часто техника не выдерживали нагрузок, возникали повреждения рамы, передних вилок и колес. Меняли спицы заднего колеса на самодельные, более мощные. Настоящие «родные» выдерживали нагрузку до тех пор, пока мы на мотоциклах не начали совершать прыжки».
 
 
Здесь же в Краснодоне Жанна подружилась с замечательным парнем – Николаем Козиным. Со временем дружба переросла в любовь, которая длится уже более полувека. С рождением двух дочерей в самом конце 50-х, мотоспорт пришлось оставить. Но всю жизнь Жанна Карповна является его ярым пропагандистом и фанатом. А сейчас только многочисленные спортивные награды напоминают о тех незабываемых моментах, когда после каждой победы получала медали, кубки и другие спортивные трофеи.
 
Поговорили мы о проведенных мероприятиях по случаю 70-летия создания «Молодой гвардии». Радует, как преобразилась главная площадь города и место казни юных героев, засияло новыми красками здание музея. Прошел яркий праздничный концерт с фейерверком. Но старшее поколение горожан ждало чего-то большего.
 
Жанна Карповна просила меня передать обращение к городскому Совету: «Уже многие годы не проводятся традиционные соревнования по мотокроссу, посвященные памяти героям молодогвардейцам. Это сильно огорчает любителей и болельщиков этого вида спорта. Потихоньку гаснет искра надежды, когда-нибудь снова увидеть мотогонки в Климовской балке. Нашим горожанам очень хочется, чтобы в истории краснодонского мотокросса не была поставлена жирная точка».
 
 
 
Автор: Петр Поляков, фото из архива автора.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовил: Леонид Гуменюк
По материалам: Журнала «МОТО»
 
2013 © Motocross-Gum.at.ua
При републикации материалов активная ссылка на
www.motocross-gum.at.ua обязательна
Категория: Экскурс в историю | Просмотров: 1836 | Добавил: Komersant | Рейтинг: 5.0/2
Форма входа

Календарь новостей
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Наши партнеры



 Наш банер
 




Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Copyright by MOTOCROSS-GUM © all rights reserved © Все права защищены 2009 - 2024