Почти что 40 лет назад отечественные болельщики мотоспорта ликовали – в Чемпионате мира в классе 250 см3 победителем стал 26-летний спортсмен из Ленинграда
Геннадий Моисеев. В будущем он еще не раз занимал призовые места в самых статусных международных соревнованиях. Сейчас же он является консультантом команды О2 KTM Russia Team. Легенда российском мотоспорта рассказывает в этом интервью о том, как сложилась его карьера, как сейчас развивается мотокросс в России и Петербурге, и как молодым спортсменам добиться успеха.
Геннадий, как начиналась ваша карьера ?
- В 1964 году я впервые стал зрителем соревнований по мотокроссу. Увидев, как гонщикам вручают призы, как с ними общаются корреспонденты, какие яркие впечатления они получают на гоночных трассах, я твердо решил прийти в этот спорт. Уже на следующий день я приехал в Ленинград и записался в мотосекцию во Дворец пионеров и школьников им. Жданова. Моим тренером был Кирилл Демянский. Занятия у него требовали настоящей выдержки, настойчивости и упорства. Результаты не заставили себя долго ждать. Первый успех был уже через два года – я стал призером страны среди юношей в классе 175 см3 и был включен в состав сборной СССР.
Как сейчас у нас в России развивается мотоспорт ? - Одним словом – недостаточно. Мотоспорт сейчас находится не в лучшей форме, по сравнению с тем, что было в 70-ые года. В советское время была поддержка от государства. Любой желающий мог прийти в ДОСААФ и заниматься там. Самых упорных и талантливый ребят отмечали, работала некая система селекции. Кроме того, спортсмен был полностью на государственном обеспечении.
Кроме того, раньше в Петербурге была одна из самых лучших гоночных трасс в мире, которая собирала до девяти тысяч зрителей на каждом соревновании. Сейчас даже при самых смелых прогнозах она собирает тысячи две. К примеру, в июле проводился Кубок губернатора, который собрал от силы тысячу человек.
Какие возможности есть у молодых спортсменов ? - Начинающих спортсменов, прежде всего, поддерживают родители, которые занимаются с ними с ранних лет, вывозят на европейские соревнования, где ребят могут заметить. Ведь они с 4,5 лет «на железном коне». Для молодых спортсменов это не просто любительское времяпровождение. В этом спорте они мечтают построить карьеру.
Но, как я уже сказал, поддержки со стороны государства недостаточно, и сейчас все держится на частной инициативе и спонсорах. На сегодня есть немногочисленные, но достойные примеры ребят, которым удалось чего-то добиться. К примеру, Евгений Бобрышев, Александр Тонков – это отечественная элита мирового спорта. Сева Брыляков тоже показал весомый прогресс. Он стал третьим пилотом на Чемпионате мира не без помощи и поддержки руководства команды О2 KTM Russia Team. Теперь у него подписан контракт на весь сезон, он попал в серьезную команду и продолжит свою карьеру. Участие в соревнования мирового масштаба – единичный случай, редкая удача и благоприятное стечение обстоятельств. Одним словом – шанс на миллион.
Но прежде чем участвовать в соревнованиях, нужно где-то тренироваться…Все же одной родительской поддержки будет недостаточно на начальном этапе. - У нас есть школы по подготовке кроссменов, но для того, чтобы учреждение существовало, оно должно на чем-то зарабатывать. Необходимо поддерживать до 20-30 учеников, нести затраты на детали и мотоциклы, оплачивать работу тренеров и многое другое. На севере страны, к примеру, а так же в Пензе или Челябинске, есть команды и школы, которых стараются поддерживать финансово, обеспечивать их мотоциклами и пр. За них выступают хорошие и быстрые спортсмены. Но все равно по уровню подготовки и профессионализму мы отличаемся от того, что есть на западе. В течение года должна идти планомерная подготовка, когда спортсмена к новому сезону подводят максимально подготовленным.
А какие статусные соревнования есть у нас в России, в том числе в Петербурге ?
- В Петербурге в этом году со статусными мероприятиями было достаточно сложно. Котируются Чемпионат Санкт-Петербурга и Ленинградской области, финал Чемпионата России, несколько гонок в Коврове и Череповце. Но самым статусным считается, конечно, Чемпионат мира. В этом году Евгений Бобрышев, выступавший за команду Honda, стал бронзовым призером Чемпионата. В России события такого масштаба не было с 1978 года, когда на пьедестал поднимался российский спортсмен.
Много ли в соревновании зависит от модели мотоцикла ? - Сейчас в мире насчитывается около пяти производителей мотоциклов. Здесь вопрос исключительно в личных предпочтениях. Сам я в разгаре своей карьеры волей случая пересел на КТМ. С этим брендом я трижды стал Чемпионом Мира, в 1974, 1977 и 1978 годах. У современных
кроссовых КТМ есть один весомый плюс – электростартер. Когда мотоцикл глохнет, стоит нажать всего одну кнопку, и он тут же поехал. Вне всякого сомнения, модели следующего года станут настоящим прорывом – минимальный вес и максимальная скорость.
С недавнего времени вы стали консультантом новой и весьма перспективной команды О2 KTM Russia Team. Как будет проходить подготовка команды к новому сезону ? О2 KTM Russia Team – команда с большим будущим, а за плечами кроссменов в ее составе уже не одна победа.
Тренер команды подготовил для ребят индивидуальную программу тренировок и питания для каждого члена команды с учетом его возраста, физических данных и силовых нагрузок. Особенность программы заключается в комбинации скоростно-силовых качеств, выносливости и координации.
Но мотокросс очень тяжелый вид спорта не только с физической стороны, но и моральной. Перед соревнованиями царит неимоверное напряжение. Очень важен и моральный дух команды. Это ляжет на мои плечи. Правильный настрой и климат среди спортсменов – 40% залога успеха. Ведь если гонщик не готов психологически, он может никуда и не поехать. Поэтому задача наставника заключается в том, чтобы настроить команду на победу.
Более того, в этом году у О2 KTM Russia Team появился хороший спонсор – КТМ Россия. Только благодаря им, у команды появилась возможность сделать серьезный шаг, несмотря на кризис, и сформировать профессиональную команду не на один сезон.
Перед нами стоят довольно амбициозные задачи на следующий год – к новому сезону максимально подготовить команду физически и морально, сократить общее время круга каждого райдера. Выиграть в общем командном и личном зачете все региональные и российские чемпионаты, а также заявить о себе на международной арене в чемпионатах Европы и мира. За последнее время команды достигла очень большого прогресса, и у нас есть все шансы войти в элиту мотоспорта.