В Волковыске, пожалуй, не найдется человека, который ничего не слышал бы о спортивной династии Махновых. Увлечение мотоспортом Михаила поддержали его родные братья Валерий и Александр.
Сейчас продолжают укрощать железных коней сын Михаила Владислав и племянники Виталий и Олег. Дружная семейная спортивная команда год за годом показывает неплохие результаты на внутриреспубликанских и различных европейских соревнованиях.
Мы пообщались с одним из самых талантливых и перспективных мотогонщиков страны, многократным чемпионом Беларуси в классах мотоциклов до 85 и 125 кубических сантиметров (категорий «юниоры» и «мужчины»), участником чемпионата Европы, призером многочисленных зарубежных соревнований, кандидатом в мастера спорта Владиславом МАХНОВЫМ.
Расскажите, кто повлиял на ваше спортивное становление ? Когда пришли первые успехи в мотокроссе ?
— Я начал увлекаться мотоспортом с самого раннего детства. Мой отец Михаил Михайлович — мастер спорта, выступал на различных соревнованиях, тренировался, а я всегда был рядом, наблюдал и учился у него азам и премудростям этого вида спорта. Братья моего отца тоже мотогонщики. По сути, вся наша дружная большая семья живет спортом. Постоянные многочисленные разъезды, бескомпромиссная борьба на трассе, рев моторов, потрясающие прыжки с трамплина, ни с чем не сравнимые эмоции, драйв — все это вызывает неподдельный интерес и не оставляет равнодушным.
Совокупность всех этих факторов пробудила во мне огромный интерес к мотоспорту. Уже подчас первых соревнований пришло четкое осознание, что именно этому виду спорта я хочу посвятить свою жизнь. Я благодарен отцу, который посадил меня на мотоцикл, постоянно со мной занимался и во всем поддерживал.
Чтобы добиться весомых результатов, необходимо приобрести достаточные навыки езды на мотоцикле и соответствующую физическую подготовку. На это порой уходит не один год упорных тренировок. Ко мне первые успехи пришли тоже не сразу. Были неудачи, многое не получалось. Но, приблизительно с 12 лет, результаты становились все лучше. Я поверил в свои силы, почувствовал, что рядом есть надежные люди, которые готовы в случае необходимости подставить плечо, помочь.
— Геннадий Моисеев, трехкратный чемпион мира по мотокроссу, как-то сказал: «Современный мотокросс — это союз мышц и мотора». Скажите, от чего зависит успех в этом виде спорта ?
— Есть три составляющих успеха. Во-первых, даже самых именитых спортсменов подводят мотоциклы. Необходимо иметь хорошую технику, от надежности которой во многом зависит результат соревнований. Несмотря на все трудности, хотелось бы поблагодарить областное ДОСААФ, которое поддерживает и старается обеспечить нас техникой.
Во-вторых, вид спорта у нас нелегкий, энергозатратный. Тут не обойтись без специальной физической подготовки, вы-носливости, регулярных трени-ровок.
В-третьих, важна техника управления мотоциклом, но, как и для любого спортсмена, прежде чем «подойти к снаряду», нужно иметь достаточную психологическую устойчивость. Огромное значение имеет умение владеть своими эмоциями и чувствами, которые во время гонки порой захлестывают.
— В любом виде спорта есть свои подводные камни, проблемы, которые решительным образом приходится преодолевать. С какими трудностями сталкиваются волковысские мотоспортсмены ?
— Из года в год основной проблемой продолжает оставаться обеспеченность техникой, отсутствие спонсоров. Вид спорта у нас недешевый. Мотоциклы изнашиваются, а приобрести новые зачастую нет никакой возможности. Все это сказывается на результатах.
На 2016 год у меня для выступлений на соревнованиях вообще нет мотоцикла, и что-то планировать на новый сезон очень сложно. В этом плане наши зарубежные соперники находятся в более выгодном положении — техническая оснащенность их мотопарка весомее нашей, и они уже давно тренируются в полном объеме. В прошлом году в классе мотоциклов до 125 куб. см я участвовал на двух этапах, а на третьем — подвела техника, вследствие чего вынужден был ехать на тренировочном мотоцикле. В итоге чемпионом Беларуси стать не удалось.
— Есть ли у вас кумиры в мотокроссе ?
— Конечно же, есть. Прежде всего, я бы выделил бельгийца Стефана Эвертса — 10-кратного чемпиона мира, и американца Райна Виллопото — многократного чемпиона в различных сериях по суперкроссу и мотокроссу. Именно на этих спортсменов я бы хотел равняться.
— Где вам в Беларуси больше всего нравится выступать и почему ?
— Я побывал во многих городах, могу сравнить спортивную инфраструктуру и условия проведения соревнований. Само собой, дома и стены помогают, поэтому всегда приятно выступать в Волковыске. Но также хотел бы выделить Ошмяны и Оршу. Трассы в этих городах скоростные, много мест для обгонов и в то же время технически сложные, что характерно для мотокросса.
— Не секрет, что в последние годы все меньше людей посещает этапы чемпионата страны, которые ежегодно проходят в нашем городе. Как с ч и т а е т е , чего не хватает волковысскому мотоспорту для того, чтобы вернуть себе былую популярность среди населения ?
— На мой взгляд, для того, чтобы, так сказать, встряхнуть людей и снова пробудить в них интерес к мотокроссу, необходимо провести на волковысской трассе соревнования высокого уровня, на которых можно будет увидеть настоящих профессионалов, демонстрирующих большие скорости, множество обгонов, эффектные падения и красивые прыжки. Ведь в свое время в Волковыске проходили этапы чемпионатов Европы, мира, сюда приезжали многие именитые спортсмены. Мотоспорт в райцентре был на подъеме. И зрителей на эти соревнования приходило много.
— Чем вам запомнился прошедший сезон ? Какими спортивными достижениями можете похвастаться ?
— В начале 2015 года было несколько гонок в Литве, благодаря которым удалось набрать неплохую форму. Затем участвовал в нескольких этапах чемпионата Европы. Соревноваться с лучшими гонщиками континента было сложно, но интересно. Тем более, мое выступление получилось достаточно удачным.
Потом начался чемпионат Беларуси, и как я уже говорил, первых два этапа подарили надежду выиграть общий зачет. Но случилась поломка техники, и последний этап я отъездил на тренировочном мотоцикле в классе до 500 куб. см. В этой гонке пришел к финишу первым. К сожалению, я не стал лучшим гонщиком страны в классе мотоциклов до 125 куб. см. Надеюсь, 2016 год будет более удачным.
— Где и как тренируетесь в межсезонье ?
— У каждого мотоспортсмена свои методы поддержания физической формы. Но есть одна общая особенность — активный образ жизни. Нельзя давать себе послаблений и ни в коем случае не лениться. Гонщики стараются уделять физической подготовке не менее 50 процентов всего тренировочного времени. Нагрузки сопоставимы со спортсменами-марафонцами, выдержать два заезда по 35 минут на предельных физических возможностях организма не так уж и просто.
В разгар сезона почти каждые выходные — соревнования, поэтому в будние дни восстанавливаюсь легкими пробежками, тренировками на велосипеде. В межсезонье — зимой, много времени провожу в спортзале, а когда есть снег, то становлюсь на лыжи. На выходных тренируюсь на мотоцикле вне зависимости от погодных условий. Весной к нам приезжают гонщики из России, и мы совместно с ними повышаем свой спортивный уровень.
— Ваши планы на 2016 год ?
— Ставлю задачу принять участие во всех этапах чемпионатов Европы, Беларуси и некоторых зарубежных соревнованиях, показывая при этом хорошие результаты. Для этого упорно тренируюсь, поддерживаю физическую форму. Совсем скоро (14-15 мая — прим. ред.) в Волковыске пройдет первый этап открытого чемпионата Беларуси по мотокроссу. Мы ищем финансовую поддержку спонсоров, которые помогли бы провести эти соревнования на самом высоком уровне. Ведь ни для кого не секрет, что этот вид спорта — материально затратный. Надеюсь удачно выступить на «домашней трассе».