Неутешительная картина сложилась в данный момент в отечественном мотокроссе, где национальный чемпионат, который должен служить базовым соревнованием для развития украинских спортсменов, превратился в никому не нужную игрушку, которую выбросили на свалку. И это при том, что нашу Федерацию мотоспорта порой обвиняют в излишнем протекционизме и лоббировании интересов именно мотокросса.
Ввиду такого отношения к календарю, когда два первых этапа бесследно исчезают, а старт чемпионата отодвигается почти на 4 месяца, неудивительно, что ряд гонщиков не в состоянии найти финансирование для тренировок и полноценного занятия любимым делом. Прагматичные потенциальные спонсоры хотят видеть отдачу от вложенных в спорт средств, но в нашем случае разглядеть эту самую отдачу невозможно даже под самым мощным микроскопом.
Мы пообщались с несколькими спортсменами, которые в последние годы задавали тон в самом престижном классе OPEN отечественного первенства и поинтересовались планами на предстоящий сезон. Услышанное вряд ли порадует поклонников мотокросса, но факты упрямая вещь.
Александр Пащинский: «К сезону не готовился. В кроссе выезжать на соревнования не планирую. Может быть, с учетом позитивного опыта участия в «Каменном шторме-2011», приму участие в соревнованиях по эндуро, исключительно для своего удовольствия. Так что можно мои слова считать официальным заявлением об уходе из профессионального мотокросса. Лучше уйти на год раньше, чем на 5 минут позже».
Роман Морозов: «Заканчивать с мотокроссом желания нет, поэтому в данный момент занят активными поисками спонсора для продолжения полноценной карьеры».
Андрей Кричфалуший: «Сейчас нахожусь в подвешенном состоянии – мотоцикла нет, а значит, нет и подготовки. Общался с руководством команды и приняли совместное решение пока выступать в региональных и областных соревнованиях. Дальше будет видно. Как всегда все упирается в наличие финансов».
Алексей Овчаренко: «Пока что готовлюсь к первому этапу Чемпионата Украины по Суперкроссу, который пройдет в Алуште в конце марта. Также планирую в этом сезоне попробовать себя Чемпионате по СуперМото. По крайней мере, на первом этапе в Донецке точно поеду, а там посмотрим по ситуации».
Андрей Маханьков: «Определенности по сезону нет, есть пока только планы. Сейчас я выступаю в роли пилота и детского тренера команды «Збруч мото» (Волочийськ, Хмельницкая область). Планируем выступать в кроссовом чемпионате Западного региона и чемпионате Польши. Кроме того, поедем в кантри-кроссе в Украине. Зимой не тренировался, потому что не было мотоцикла. Сейчас работаю над тем, чтобы набрать хорошую форму. Думаю, что в конце сезона, как команда примем участие в Кубке Украины».
Сергей Чмиль: «После травмы, полученной в прошлом сезоне, чувствую себя нормально. На позвоночнике были установлены две титановые пластины, закрепленные шестью шурупами. В данный момент полностью посвятил себя лыжному фристайлу (могул). В этой дисциплине являюсь чемпионом Украины и сейчас работаю над тем, чтобы попасть на Олимпиаду в Сочи. Мотокросс более дорогая дисциплина, поэтому пока не вижу в нем для себя перспективы, ведь очень многое упирается в деньги. Мотокросс бросать не намерен, может быть, просто пропущу этот сезон. Мои слова не стоит воспринимать как заявление об уходе из мотокросса, просто в данный момент расклады в моей жизни именно такие».
Вадим Галияш: «После прошлогодней травмы удалось практически полностью восстановиться – вернулся к полноценной жизненной и спортивной активности. Планов сейчас никаких не строю, потому что нет спонсора. Если бы имелось финансирование, был бы готов работать еще больше, чем раньше».
Подводя итоги всего услышанного, хочется сказать, что несмотря на успехи отдельно взятых гонщиков, в общем и целом картина в отечественном мотокроссе мало радостная. Старшее поколение сильных пилотов постепенно либо уходит на покой, либо не имеет возможности для дальнейшего профессионального развития, а детско-юношеский мотокросс у нас в последние годы и вовсе проигрывал по части массовости взрослым классам и ожидать там чудес не приходится. И если из молодой поросли вновь выстрелит один или два пилота, то это произойдет не благодаря выстроенной Федерацией системе, а исключительно благодаря папам, фанатично вкладывающим в своих чад время, деньги и жизненные силы.