Одна из приятных особенностей тест райдера – то что вы можете поделиться с окружающим своим видением нового мотоцикла, объяснить все его преимущества и недостатки. Чтобы оценить все качества байка команда МХА берет с собой по 10 мотоциклов на каждую гонку. В ходе тестов мы проводим эти мотоциклы практически через ад, что бы узнать чего они стоят. Самая трудная часть процесса это донесение информации от гонщика к тому кто потом напишет отзывы о байке, райдера за частую довольно сложно понять. А без ясного понимания всех тонкостей гоночного диалекта все это пустая трата времени.
Когда мы спрашиваем пилотов МХА что происходит, когда он стартует, входит в поворот, резко открывает газ или въезжает на трамплин, мы не хотим увидеть язык жестов или услышать звук мотора из уст райдера. Нам нужно четкое и ясное описание того как ведет себя байк так как это важнейший шаг в любом из вопросов касательно настройки.
Как правило когда гонщики говорят между собой они используют техно-сленг, описание вкладывается в минимальное количество слов необходимых что бы понят как ведет себя байк. Для нас это является сокращенным способом выразить свои чувства и это удобно. Мы берем разные слова и составляем необычные комбинации, за основу идут технические термины и старые жаргонные слова мотоциклистов, которые использовались много лет назад. Эти слова, термины, изречения используются повсеместно, у нас нет исключений для какого либо бренда.
Это очевидно что МХА уделяет тестам больше времени чем кто либо и это действительно у нас выходит. Это не дар, это результат упорной работы на протяжении долгих лет. Райдерам МХА, для успешного проведения теста, нужно вернутся в прошлое. Наши пилоты без труда могут описать 1993 Honda CR250 и все ее отличия от 1997 CR250, так же с 2002 CRF450 и 2011 CRF450. Это результат долгой работы над собой, вы не можете взять 16-ти летнего ребенка только слезшего с 85-ки и сделать тоже самое.
Для нас очевидно то что не многие могут понять то о чем мы говорим. Возможно, нужно сделать словарь спец терминов, которые мы используем. Но если вам интересен наш вы можете изучит эту статью и узнать что то новое.
Словарь: руль
Когда входишь в поворот или просто едешь по прямой, руль может вести себя по-разному, иногда это хорошо, иногда не очень. Вот три основных типа поведения руля:
Избыточная поворачиваемость: Избыточная поворачиваемость это тот момент когда переднее колесо вращается быстрее чем заднее. Если байк имеет такую тенденцию то заднее колесо будет попросту соскальзывать. Все райдеры МХА предпочитают мотоцикл с небольшою избыточною поворачиваемостью, такие как Suzuki.
Недостаточная поворачиваемость: Недостаточная поворачиваемость возникает когда заднее колесо «обгоняет» переднее. В сущности, во время поворота вы выезжаете с предполагаемой траектории наружу. Большинство Европейских байков последних лет имеют недостаточную поворачиваемость.
Нейтраль: Этот момент наступает когда оба колеса имеют одинаковый коэффициент углового скольжения. Когда мотоцикл входит в нейтраль, очень просто проходить повороты широким радиусом, но это не всегда хорошо, так как этим нельзя добиться ускорения.
Поворот
Для непосвященных это кажется одним единым движением, но опытные райдеры распределяют такой поворот на три части: Вход, центр и выход. Эти три компонента должны учитываться в любом повороте.
Вход: Вход это момент когда райдер ложит мотоцикл на угол и направляет в центр поворота. При входе бай может повети себя четырьмя разными способами уйти в избыточную поворачиваемость, уйти в недостаточною поворачиваемость, идти нейтрально по колее или сначала уйти на избыточную, а потом резко в недостаточную поворачиваемость – об этом райдеры говорят «крестануло».
Центр: Центр только для сокращения называют центром, на самом деле это не самая крайняя точка поворота, не всегда. Это место где вы начинаете изменят траекторию движения, вы можете ехать радиусом или входить в шпильку но вы не выйдете из поворота пока не измените траекторию движения, вот таким вот запутанным обозначением райдеры называют центр.
Выход: Это может показаться очевидным – момент когда мотоцикл вновь едет прямо, но у гонщиков свое мнение. Это то место где байк выпрямился руль на короткий миг вошел в опозит (повернут в обратную от поворота сторону) с поворотом.
Вещи которые происходят очень быстро
После того как вы прошли первый этап обучения мотокроссу, появляются вещи которые вы делаете рефлекторно. Райдер не думает что он делает – он просто делает, часто его действия являются сложнейшей комбинацией движений, но это доведено до автоматизма.
Газ в повороте: во времена двух тактной техники никто не думал о дросселе в повороте, но когда появились четырех тактные мотоциклы положение ручки газа сыграло большую роль. Когда вы находитесь в центре и вас захватывает недостаточная поворачиваемость, при открытии газа заднее колесо пойдет широким радиусом, переднее останется в колее это даст возможность вырулить.
Переднее колесо: на четырех тактном нету такого подхвата как на двух тактнике, так что на разгоне переднее колесо больше загружено. При закрытии газа весь вес уходит вперед, за счет торможения коробкой, в такой момент малейший поворот руля сразу же виден гонщику.
Заднее колесо: двухтактный байк имеет больше мощности, он подымает переднее колесо в воздух а заднее постоянно соскальзывает. Поэтому типичный двух тактный райдер едет поворот по-другому, переднее колесо остается внутри а заднее идет по кромке упора, как бы рисуя окружность.
Раскачка или Ролл: ролл это по сути поочередный наклон мотоцикла на лево и направо, это позволяет увеличить скорость. Современная развесовка байка позволяет обходится без этого но раньше это было актуально.
Занос: манера проходить поворот боком, когда оба колеса скользят по грунту и мотоцикл как будто проплывает угол.
Волны: смещения веса и хорошо настроенная подвеска – это ключ к правильному прохождению волн.
На этом все. Больше в следующем выпуске.