Держите руки прямо. Теперь быстро опустите их вниз и подымите их обратно, повернитесь так вправо и влево, а теперь возьмите по 5 кг в каждую руку и повторите тоже самое. Есть разница ?
Попробуйте повторить движения птицы в полете с тем же весом. Вы почувствуете тяжесть в руках и плечах почти сразу. Без груза ваши движения менее плавными, вы сможете двигаться быстрее и меньше уставать.
Теперь представьте что ваши руки это подвеска вашего мотоцикла лишний вес мешает работе, затормаживает подвеску. Вам тяжелее управлять таким байком.
Лишний вес, который не участвует в работе байка, обычно называют неподрессоренный вес. В общем можно выделить три типа веса на кроссовом мотоцикле: Подрессоренный, Неподрессоренный и Гибридный.
Подрессоренный: вес включает в себя шасси и все что непосредственно находится над подвеской. Это рама, двигатель, пластик, органы управления, и тело амортизатора.
Неподрессоренный: вес это все то что находится ниже уровня амортизатора (ноги вилки, втулки, спицы, тормозные роторы и суппорта, маятник и колеса). Неподрессоренный вес более связан с землей, ведь когда вы наезжаете на кочку эти компоненты вжимаются в мотоцикл поглощая удар.
Гибридный вес: Одна из головоломок при расчете под - и неподрессоренных масс это включение вилки и амортизатора в одни или другую категорию. Ответить сложно, но вполне реально. Корпус амортизатора движется все время при отработке ударов, и ноги вилки тоже. Так как эти движения можно отнести и туда и туда создали дополнительную категорию: "гибридный вес".
Этот вопрос можно поставить и об амортизирующих жидкостях, а именно о вилочном масле, но лучше эту тему не поднимать.
Негативный эффект неподрессоренного веса
Подвеска вашего мотоцикла постоянно находится в движении. Это или сжатие или же отскок. Время затраченное на полное сжатие и возвращение в исходное положение на прямую зависит от неподрессоренного веса. Чем меньше вес тем больше скорость передвижения колеса. Для идеальной работы подвески колесо должно поглощать один удар и сразу же возвращаться для отработки следующего, это невозможно при излишнем весе !
К счастью неподрессоренный вес не играет роль на большой амплитуде воздействия, то есть на прыжках он практически не имеет значения.
Облегченные покрышки и камеры, роторы, ступицы, спицы и обода, цепь и звезды все это уменьшает гироскопический эффект вращающегося колеса. С меньшим гироскопическим эффектом мотоцикл управляется легче, лучше отрабатываются неровности и ускорение быстрее. А это почувствуется гонщиком.
Вы никогда не задумывались почему в начале 70-х на мотоциклы начали устанавливать амортизаторы перевернутого типа? Все это для того что бы поднять всю тяжелую часть амортизатора вверх, что бы облегчить его работу.
Если вы всерьез хотите заняться уменьшением неподрессоренного веса, вам следует подойти к этому с умом. Изменять вес следует как можно дальше, на конце плеча силы, это даст необходимый эффект. То есть желаемое достигается только при облегчения колеса.
Производители делают все возможное для уменьшения веса, в пределах разумного разумеется. Таким образом вы видите 32-х спицевое заднее колесо (вместо 36 спиц), легкие покрышки, миниатюрные тормозные диски, литой маятник. Но на самом деле этого не достаточно, этого нельзя увидеть в торговом зале, это познается на трассе. По этому большинство командных гонщиков делают свои мотоциклы еще легче. Облегченные цепи, еще более облегченные тормозные диски, алюминиевые звезды, тяжелые обода меняются, маятник. Это приводит к тому, что приходится опасаться на счет прочности облегченных деталей. Так что в этом деле надо все тщательно рассчитывать !
Большинство команд тратят на это тысячи долларов, они делают титановые болты, оси, спицы и маятник из магниевого сплава, они делали бы все из титана если бы это было законно на АМА чемпионатах.
Что можно сделать дома ?
Для начала взвесьте все что у вас есть, а потом постарайтесь установить все максимально легкое, 100 грамм там и 100 грамм тут, в результате можно скинуть до нескольких килограмм! Вот краткий список того что можно сделать:
Резина: Можно сэкономить вес на резине, это хорошо подойдет для легких гонщиков и трасс без камней. Можно использовать тонкостенные шини от Michelin.
Звездочки: Попробуйте сравнить большие и меньшие звездочки по весу, и по поведению мотоцикла с ними, можно установить звезды из облегченного алюминиевого сплава.
Цепь: Тяжелые цепи хуже передают вращательный момент, и берет на себя много веса.
Замки на шины: На некоторых мотоциклах их два, хотя вполне достаточно и одного.
Спицевые ниппеля: Установка алюминиевых ниппелей для спиц немного вам сэкономит.
Тормозные диски: Используйте облегченные тормозные диски от Aftermarket.
Титан: Это может снизить вес до 1.5 – 2-х килограмм (и уменьшить ваш бюджет на 2000$). Титановые болты и оси. Многие гонщики АМА с опаской относятся к титановым осям, а зря. Титан легче чем сталь и при правильной обработке вдвое прочнее. Титановые оси – хорошая идея.
Пружина амортизатора: Одним из самых дорогих компонентов амортизатора является его пружина. Титановая пружина это простой способ снизить вес на 1кг и улучшить работу подвески.
Успокоитель цепи: При установке карбонового успокоителя можно забрать до 250г веса.
Если вы собрались вложится в облегчение байка, отнеситесь к этому с умом. В это есть одно правило, правило 6 к 1. Это значит что при уменьшении веса в правильном месте всего лишь на 1кг, в общем зачтется как при снижении на 6кг. В первую очередь обратите внимание на неподрессоренный вес !