ВНИМАНИЕ УЧАСТНИКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМАНД !
Мы продолжаем цикл публикаций о мотокроссе и прикладных - экстремальных видах спорта, в них раскрываются все аспекты практических и научных работ, ведущих специалистов Украины.
Технические виды спорта являются одними из наиболее дорогих, что существенно ограничивает их массовый характер. Мото, авто спорт, авиационный и другие спортивно-технические и прикладные виды спорта в Украине все больше утрачивают передовые позиции на мировой арене.
Понимая всю сложность создавшегося положения, кафедра олимпийского и профессионального спорта ХГАФК, созданный «Международный координационный центр спортивно-технических, прикладных и экстремальных видов спорта» и НИИ ХГАФК неолимпийских видов спорта, поставили задачу совершенствования процесса подготовки спортсменов в спортивно-технических видах спорта. Основные направления исследований, проводимых в НИИ и Центре, связаны с оптимизацией тренировочного процесса, оценки предрасположенности лиц к выбранному виду деятельности, определение текущего состояния спортсмена и его готовности к выполнению задания требуемой сложности, разработки тренажерных устройств и аппаратурного контроля за прохождением спортсменом трассы как в период тренировочных, так и в соревновательных условиях.
Практический опыт спортсмен приобретает не столько прямым методом увеличения пройденного километража, а глубоким анализом прохождения трассы, выполненного в процессе тренировочного занятия. Для анализа используется приборное обеспечение регистрирующее скорость движения, углы наклонов на виражах, различные ускорения, накапливает информацию. Затем на основании расчетных данных при известной массе мотоцикла и спортсмена, рассчитывается оптимальный режим прохождения всех сложных участков трассы.
Сопоставление реальной и расчетной траекторий прохождения дистанции, показывает насколько реальный режим прохождения конкретного участка дистанции отличается от оптимального. Контроль за увеличением ошибки выполнения стандартных заданий позволяет оценивать меру утомления спортсмена и целесообразность дальнейшего формирования техники выполнения управления движущимся средством. После такого анализа задача практической подготовки состоит в формировании у спортсмена чувства скорости движения и ее максимальное приближение к расчетной. Формирование динамического стереотипа поведения, обеспечивающего прохождение сложных участков мототрассы с использованием просмотра расчетных характеристик, не только ускоряет подготовку спортсмена, обеспечивает более качественное прохождение учебного материала, но и существенно экономится моторесурс.
Если говорить об отборе наиболее предрасположенных лиц к занятиям мотоспортом, то здесь могут использоваться методики оценки особенностей проявления сенсорного аппарата спортсмена и степени его адекватности требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
Автор: Доктор биологических наук, профессор,
директор НИИ Неолимпийских видов спорта
Друзь Валерий Анатольевич
Продолжение следует ...
Подготовил: Леонид Гуменюк