Судьба — это злобный гремлин, таящийся до поры, пока вы не позволите себе расслабиться, и именно в этот момент наносящий удар. Представьте, что вы только что потратили кучу денег на новую выхлопную трубу: она классно выглядит, приятно урчит, отлично везет. Ох, слишком хорошо, чтобы быть правдой.
После тренировки вы сидите на удобном стульчике и любуетесь своим мотоциклом, но тут вдруг замечаете ее! Вмятину! Большую вмятину! На вашей новой трубе за $200! На дрожащих ногах подходите к ее остаткам, начинаете ласкать яйцеобразную впадину. Камень, догадываетесь вы. Большой камень! И он чертовски точно попал в самый центр выхлопной трубы.
Загадка небольших вмятин
Пару раз прокатившись на нашем КТМ 125SX, мы поставили на него новую выхлопную трубу от Pro Circuit. Вуаля! Она добавила полторы лошадиных силы на вершине (11.200 об/мин). После этого мы сделали на ней вмятину, ровно в десяти дюймах от крепления. Для этого мы ударили ее молотком с округлыми краями. Ударили сильно: вмятина получилась два дюйма в ширину и полдюйма в глубину. И вот результаты: сюрприз! Мы получили в среднем 1/10 лошадиной силы на всем диапазоне оборотов, от самых низких до 12.000. Хотите верьте, хотите нет, на вершине небольшая вмятина добавила 1/5 лошадиной силы. Выше, однако, следовал провал.
Большие вмятины
Потрясенные результатом, мы взяли молоток побольше. Наша вмятина превратилась из маленькой в большую: диаметром 3 дюйма и глубиной ¾ дюйма. И вот результаты: на вершине снова прибыло 1/5 л.с., но еще более шокирующим было увеличение диапазона максимальных оборотов. При перегазовке наступал такой же провал, как и в случае небольшой вмятины.
Суровые последствия вмятин на головке трубы
В предыдущих двух тестах мы имитировали типичное попадание в выхлопную трубу камня из-под чужого колеса. В этом эксперименте нас интересовали вмятины в головке трубы (примерно в 6 дюймах от места ее крепления). Мы сделали маленькую вмятину диаметром 1 дюйм и глубиной ½ дюйма; такую можно получить при попадании камня из-под собственного переднего колеса или переезжая через мотоцикл упавшего товарища.
Результаты вмятины на головке трубы: катастрофа! На 6000 об/мин мы потеряли полсилы, на 8000 об/мин все было ok, на 11000 об/мин — снова полсилы, а на вершине вмятина на головке цилиндра приводит к потере целой л.с. Безусловно, такая вмятина является серьезной проблемой.
Боковые вмятины
Для полноты картины мы сделали вмятину сбоку в месте наибольшего диаметра нашей трубы. Такой тип вмятин достаточно редок и может быть результатом падения или столкновения. Чтобы сделать эксперимент еще более интересным, мы оставили предыдущие вмятины, решив уж окончательно добить нашу трубу.
Но результаты были таковы: никаких изменений.
Что все это значит
Из проведенного анализа можно сделать три вывода:
1. Хуже всего, когда вмятина располагается примерно в 6 дюймах от места крепления к двигателю. Она ухудшит показатели на низах и на вершине (в серединке все останется нормально). Так что подобные вмятины и деформации требуют замены вашей выхлопной трубы.
2. Характерные вмятины (примерно в 10 дюймах от места крепления трубы к двигателю), последствия попавших по ней камней, не являются проблемой. Хотя это может стоить небольшой перегазовки на максимальных оборотах, мощность не страдает (даже немного наоборот).
3. Боковые вмятины вообще не заслуживают внимания.
подготовил: Леонид Гуменюк