Однажды у выдающегося американского мотокроссмена, победителя Ч.Мира, неоднократно устанавливавшего мировые рекорды спросили «Какие данные, кроме физических, вы считаете важнейшими для классного мотогонщика?». Он ответил так: "Самое главное - "включать голову" во всё, что делаешь и что собираешься сделать.
Большинство совершаемых ошибок происходит от недостаточной включенности сознания в процесс движения. Как что-то может делать ваше тело, если в этом не участвует мозг? Да и по нагрузкам раскладка мне представляется следующей: 75 процентов - мозг и 25 процентов - тело".
Совет «включать голову во всё, что делаешь и что собираешься сделать» должен стать обязательным составным компонентом любого тренировочного процесса и, конечно же, определять тактику поведения на соревнованиях.
Но ведь "включать голову" можно по-разному. Когда тренер кричит на учеников, совершивших ту или иную ошибку, он тоже включает голову - свою и спортсменов. Но от такого "включения" - один вред, ибо вслед за этим возникают отрицательные эмоции, в том числе и столь гнусные, каким является страх. Вот почему положение - "тренер не раздражается, а анализирует" - должно стать аксиомой во взаимоотношениях между спортивными наставниками и их подопечными.
Необходимо, чтобы тренер, видя ошибки, не раздражался, а почаще "заглядывал в мозг" своих учеников, если хочет от них добиться нужного всем результата. Ведь именно там, в глубинах психического аппарата, таятся как истоки совершаемых ошибок, так и средства их преодоления. А современные тренеры просто обязаны грамотно оперировать психическими возможностями своих учеников. Но не крича на них, а спокойно и трезво анализируя причины их неудач и успехов.
К тому же привычка к спокойному анализу поможет укрепить психофизическое здоровье, как у спортсменов, так и у самих тренеров, чей организм почти ежедневно находится под весьма значительным психическим и физическим напряжением.
Подготовил: Леонид Гуменюк