Что не так с чемпионатом мира по мотокроссу MX1/MX2 или о чем молчит Джузеппе Луонго с позиции профессионального американского мотокроссового журнала MotocrossAction. Вот этот реактивный текст:
Когда FIM продал права на проведение GPMX Джузеппе Луонго, это обещало хорошие новости. Идея с профессиональным промоутером, координирующим серии и выводящим гранприйный мотокросс на лучший уровень - спорт нуждался в этом. Но не все так хорошо в чемпионате мира FIM по мотокроссу. Недовольства есть у команд, гонщиков, спонсоров и фанатов.
Было время, когда ГранПри по мотокроссу были самой престижной серией планеты. Были чемпионатом, в котором стремились участвовать гонщики со всего мира (американцы не исключение). К сожалению, после (первой) продажи прав на чемпионаты мира итальянцу Джузеппе Луонго в конце 90-х, направление развития серий стало спорным. Вот эти пункты:
Устранение призовых и субсидий гонщикам на переезды
Введение больших взносов с гонщиков (около 1400$ за гонку)
Плата в несколько сотен тысяч долларов за возможность проведения гонок
Плохие трассы (выбранные по принципу стандартов инфраструктуры или традиций)
Сокращение заявок (что противоречит изначальным целям промоутера). Списки тают по сравнению со старыми добрыми временами, поскольку способность заплатить регистрационые ценится больше, чем талант гонщика.
Есть данные, что Юфстрим не против карательных мер против любого, кто посмеет критику (самые известные примеры - Стефан Эвертс, Микаэль Пишон и Марк Иствуд).
Решения, которые затрагивают спорт, принимаются невзирая на мнения гонщиков и команд, в угоду корпоративным спонсорам.
По мнению MotocrossAction гранприйный мотокросс, каким он стал сегодня, является диктатурой, которой управляет железный кулак. Те, кто высказываются, рискуют репрессиями. Известно, что у журналистов забирали аккредитацию, если издавался материал, неугодный Луонго. А самый вопиющий случай, когда Марк Иствуд (менеджер британской сборной 2009 на Мотокроссе Наций) потерял должность менеджера команды из-за того, что высказал свое мнение о ГранПри британскому журналу "Мото" - "Юстрим" счел его персоной "нон грата". Редактор той публикации впоследствии описал, как партнер Луонго начал разговор о том интервью с фразы "Мы не хотим вас пугать, но..".
Готовя эту статью MotocrossAction общался с владельцами и менеджерами команд, бывшими и нынешними гонщиками GP, представителями индустрии, сотрудниками Луонго, спонсорами гонок и мотожурналистами. Американскому журналу было удивительно, что люди боялись говорить. Европейским гонщикам, менеджерам и представителям индустрии было что сказать, но только при условии анонимности.
Так что же разрушает ГранПри и о чем Джузеппе Луонго не хочет, чтобы мы читали?
У MotocrossAction нет своей "лошадки" в этих скачках. MotocrossAction больше не освещает ГранПри чемпионата мира по мотокроссу (хотя раньше посвятил много места в журнале именно GPMX). Чем вызван интерес сейчас? Все просто. Никто в европейской прессе или мотоиндустрии не осмелится выступить против, но ситуацию нельзя умалчивать. MotocrossAction делает это не по заказу американского рынка (уверены, что большинство американских гонщиков мало знает об этом и еще меньше об управлении Луонго ГранПри). Мы делаем это, чтобы помочь спорту в Европе.
Прежде всего, небольшой экскурс в историю
Как была устроена работа ГранПри в прошлом? Чемпионаты мира FIM по мотокроссы были тремя отдельными сериями для мотоциклов 125,250 и 500 куб.см. Каждый проходил примерно в 12 этапов и в каждой стране он проводился своим промоутером или клубом с санкции FIM (Международной мотоциклетной федерацией, которой подчиняется и AMA - Американская мотоциклетная ассоциация).
Промоутер проводил гонку, внося номинальную санкционированную плату (от 15.000 до 25.000$) его национальной федерации и обеспечивал стартовые взносы и призовой фонд на сумму около 70.000$. В свою очередь промоутер получал деньги за входные билеты, с передвижной торговли и любых спонсоров, которых мог привлечь.
Кто мог гонять в ГранПри
Были квоты на 8-х гонщиков от каждой страны (они готовились в национальных чемпионатах). Не было вступительных сборов, и около 90-120 гонщиков могли бороться за участие в этапе чемпионате мира.
Откуда брадись 40 гонщиков на старте?
По результатам субботних хронометрируемых тренировок оставалось 40 пилотов для гонок в воскресенье (плюс два запасных гонщика). Все 42 квалифицировавшихся пилота получали стартовые (?) и призовые деньги, в пределах 25 мест в обоих гонках. Стартовые составляли около 1160$ на гонщика.
Эта система "старой школы" работала?
Да. Эта система была справедлива. Была гарантия, что на старте 40 самых быстрых гонщиков, а еще два в запасе и в обеих гонках стартовая решетка будет вся занята. Финишировавшие в пределах 25 мест в двух гонках получали около 1560$ - вполне достаточно для частного пилота, чтобы до следующей гонки не умереть с голоду и продолжать мечтать о контракте с заводской командой. Конечно, гонщики заводских команд получали гораздо больше денег.
Что изменилось с приходом Луонго?
Итак, FIM продал права Джузеппе Луонго. Мотокроссу нужен был переход на новый уровень. Тогда Луонго предложил свой план, который был "инвестицией в будущее". Он рассказал, как инвестировать деньги в спорт, чтобы поднять его статус, усилить профессионализм и увеличить влияние. Он утверждал, что создаст условия для богатства и даже предсказывал, что в ближайшее время все гонщики будут получать дивиденты. Однако, в то время было не совсем понятно, чьи деньги будут инвестироваться и до какой степени.
Что случилось, когда Луонго ушел?
Луонго вместе с его Action Group управлял GP до 2000 года, прежде чем продать права испанской компании Dorna (ныне генеральный промоутер MotoGP). Дорна не очень много знала о мотокроссе, и успела запомниться неудачными инновациями (типа формата в один заезд). В 2003-м Дорна продала права на ГранПри обратно Луонго (как говорили, за копейки). Теперь, уже под маской Юстрим (вместо ActionGroup), Луонго купил права на чемпионаты мира по мотокроссу до 2026 года.
Что произошло после возвращения Луонго на гранприйную сцену?
Одним из первых пунктов политики Луонго стало увеличение платы организаторов за саму возможность проведения гонок. Вначале аппетиты были скромны (около 25000$ за гонку), но скоро резко выросли. Теперь, клубы, желающие провести ГранПри MX1/MX2 поражены платами в сотни тысяч долларов, и это в дополнение к затратам на проведение самих гонок. За входные билеты таких денег не окупить, и многие трассы, даже такие как легендарные гранприйные трассы как Payerne, Sittendorf и Hawkstone Park не могут позволить себе провести этап чемпионата мира. Однако, несмотря на постоянно увеличивающиеся сборы, видимо, не было нехватки в других, более богатых клубах, поддерживаемых правительствами/федерациями.
Сколько стоит провести ГранПри MX1/MX2 сегодня?
Как сообщает MotocrossAction, плата за проведение GP под эгидой YouthStream составляет около 435.000$. Но сумма эта меняется в зависимости от ситуации. Промоутеры гонок рассказывали, что точная сума зависит от того, являетесь ли вы частным организатором или пользуетесь поддержкой правительства. По слухам, частные промоутеры в традиционных странах для GP получают лучшие условия, в то время как отдаленные места (типа Турции или Болгарии) и события, поддерживаемые государством, платят дополнительные взносы. Считается, что в текущем календаре есть только два или три частных организатора, у которых нет поддержки правительства или федерации. Не удивительно, что Юфстрим одобряет отдаленные страны и финансируемые правительством эвенты, независимо от того, если ли какой-то существенный внедорожный моторынок (в широком смысле слова) в той стране.
За что промоутеры гонок получают деньги?
По словам промоутеров, в обязанности Юстрим входит обеспечение наличия пилотов GP, хронометража и украшения трассы (подиум, тенты, офисы, палатки и кеттеринг). Луонго также устанавливает арки Red Bull, баннеры и другие вещи спонсоров. В ведении Юстрим съемка видео, редактура и распределение видео по телестанциям всего мира.
Что обеспечивает местный промоутер?
Промоутер гонки берет на себя остальные затраты на проведение. Постройка зданий, трассы, обслуживание, ограждение, полив, стартовые ворота, рабочие на трассе, маршалы, система PA, скорая помощь, туалеты, мусорные баки, безопасность, охрана, страховка, развлечения вне трека, приготовление пищи, реклама, призовые - это все на местном организаторе. Есть и еще несметное число вещей, которые прописаны для проведения ГранПри.
Каковы скрытые затраты?
По словам промоутеров они должны также обеспечить размещение в гостиницу и питание 150 сотрудникам YouthStream и гостей, а если кто-то захочет перекусить вне столовой выделить еще по 22$ на каждого. Один промоутер GP рассказал MotocrossAction, что его счет за одни только гостиницы на персонал YouthStream составил около 50.000$.
Получает ли местный организатор деньги за входные билеты?
Фактически, первый доход организатора - входные билеты. Но любые средства, которые он получает делятся 50/50 с YouthStream, мест для размещения баннеров ограничено (а все главные места для баннеров изначально забронированы для спонсоров YouthStream).
Могут ли треки отбить затраты и платежи?
Очень немногим из традиционных трасс проведения ГранПри под силу раскусить этот орех. И поскольку Youthstream придает много значения постройкам на питлейне, они все больше тянутся к автотрекам как местам проведения этапов (даже если на них и вовсе не было кроссовой трассы). В результате на многих гранприйных трассах большая часть инфраструктуры должна переноситься за счет организатора. Он же также обеспечивает все услуги по событию, включая телефоны, факсы, интернет, электричество, воду, души и т.д.
Где берут деньги автотреки?
Промоутеры гонок говорят, что без поддержки правительства или федерации проводить GP на этих условиях экономически не выгодно. Возьмем Великобританию. В стране, откуда вышел гранприйный мотокросс, был ряд промоутеров, которые пробовали, но оказались не в состоянии окупить ГранПри Британии. При огромном числе зрителей (максимально возможном) череда отказов по финансовым соображениям показывает, что бизнес-модель Луонго неверна. Если затраты на проведение ГранПри настолько высоки, что даже отличная погода и огромная толпа зрителей не окупает потери, то насколько это вообще жизнеспособно? При этом весь риск именно на организаторе (и финансовые, и в случае проблем с погодой) - YouthStream получает свои деньги независимо ни от чего. Известно по слухам, что некоторые организаторы прошлых британских гранпри выплачивали долги Юстриму еще несколько лет после проведения.
Менеджер одной команды сказал, что другая сторона медали в том, что лишь половина гонщиков GP получают зарплату или премии, еще четверть ездить ни за что, а остальные вероятно, еще и доплачивают, чтобы принять участие в гонках.
Улучшилось ли обслуживание зрителей при режиме Луонго?
Улучшение профессионализма и престиж, за которые борется YouthStream, могли бы способствовать увеличению числа зрителей. Но по выборочному опросу промоутеров гонок этого не случалось. Более того, число приглашенных самим Юстримом увеличивается настолько, что возникают мысли о теории "большого обмана". Оптимистические отчеты Луонго расходятся с реальными числами. Например, в 2007-м в Баддс Крик на Мотокроссе Наций официальное число зрителей составило 80.000. Но по словам промоутера самого Баддс Крик - Джонатана Бисли их было 24.000. Оказывается, Юстрим подсчитывает зрителей за уик-энд, когда они очередной раз проходят через ворота. Таким образом, один фанат, который приезжает, располагается в лагере, идет смотреть тренировку, возвращается к машине за шляпой и потом идет на гонки в субботу и воскресенье, неоднократно учитывается. Дополнительно, также по слухам, все бесплатные "проходки", которые Юстрим раздает корпоративным спонсорам, используются они или нет, тоже учитываются.
Что с качеством обслуживания зрителей?
Основываясь на ненаучном опросе среди фанатов, искусственные трассы и плохие гонки - причины, чтобы не ходить на них. Вторая причина - цена на билет. В случае Мотокросса Наций 2009 в Италии это стоило 150$ за билет и проход на питлейн. Третья причина в том, что телетрансляции забирают часть зрителей. Зачем ехать на гонки, если можно живьем смотреть ее с первого ряда в прямом эфире?