Судья международной категории по мотокроссу, к.п.н., профессор кафедры олимпийского и профессионального спорта Харьковской государственной академии физической культуры Владимир Алексеевич Градусов, советует спортсменам, и не только.
В мотокроссе, необходимо творчески подходить к решению тренировочных и соревновательных задач, особенно, учитывая нашу действительность.
"Начинающие насмотрелись в интернете видео и думают, что они теперь все знают и могут сразу на трассу. Результат - травмы. Я это наблюдаю часто, когда сужу соревнования. Кто более подготовлен, а это как правило за счет длительного наката, не считают нужным обращаться к профессиональным тренерам - они ведь и так выиграют. Но выигрывают-то они потому, что остальные "дрова возят". Лишь самые-самые возятся за рубеж, где на них тратится уйма денег и где они тренируются практически по нашим (советским) методикам. Да и сопровождают их в основном отнюдь не профессиональные тренеры...
На сегодняшний день существует множество проблем как в российском, так и в украинском мотоспорте: недостаточный уровень финансирования (теперь практически все за свой счет или, в лучшем случае, за счет спонсоров, если таковые будут найдены); нехватка профессиональных квалифицированных тренеров (опять же, все упирается в деньги, хороший тренер стоит дорого); незнание методик тренировки как начинающих гонщиков, так и гонщиков высокого уровня.
Как правило, спортсмены пользуются информацией, полученной из интернета или подсмотренной на соревнованиях или при общении с друзьями. Поэтому такие вещи как специальная физическая подготовка, общая физическая подготовка, разминка общая и специальная, технико-тактическая подготовка для многих в диковинку. А как правильно оценить уровень своей подготовленности практически никто не знает.
Самая распространенная методика оценки - это время прохождения круга. А что влияет на это время и что необходимо улучшать в случае необходимости остается загадкой. Поэтому "утюжат" трассу, тратят деньги на бензин, запасные части и т.д. А в принципе, все эти методики разработаны у нас еще в СССР, и этими методиками пользуется почти весь мир... кроме нас. Ни один профессионал в интернет не выдаст информацию, которая помогает ему достичь высокого результата. И то, что мы видим и слышим, это только верхушка айсберга под названием учебно-тренировочный процесс соревновательная деятельность.
Успешное продвижение по спортивной лестнице во многом зависит от умения спортсмена или тренера творчески, креативно подходить к тренировкам и соревнованиям. Мне бы хотелось поднять вопрос о креативности спортсменов, особенно в технических видах спорта. У нас в академии на автомотоотделении получены очень интересные результаты, связанные с креативными способностями спортсменов и их влиянию на спортивный результат. Наряду с такими понятиями как СФП, ОФП, ТТП, психологическая подготовка появился новый термин - подготовка креативной направленности, т.е. научить спортсмена творчески подходить к решению тренировочных и соревновательных задач.
Креативная подготовка - это умение спортсмена использовать свой и чужой предыдущий опыт, находить нестандартное решение в критических ситуациях, осмысливать и анализировать происходящее вокруг него. Одним словом вопрос стоит так - "Нужны ли мотогонщику мозги?"
Автор: Судья международной категории по мотокроссу,
к.п.н. профессор кафедры олимпийского и профессионального спорта
Харьковской государственной академии физической культуры,
Владимир Алексеевич Градусов
Подготовил: Леонид Гуменюк